Монополизация рынков, неразвитость конкуренции, произвол недобросовестных чиновников — вот главные беды российской экономики. Бороться с ними призвана Федеральная антимонопольная служба (ФАС), руководитель которой, игорь артемьев, ответил на вопросы «МН».
— Игорь Юрьевич, как вы оцениваете первые итоги реализации закона «О защите конкуренции», вступившего в силу в прошлом году?
— Полагаю, этот закон открывает новую страницу в деле развития конкуренции в России. Он дает ФАС новые инструменты для борьбы с негативными последствиями монополизма в нашей стране. Например, в новом законе проведено точное разграничение понятий «соглашений, ограничивающих конкуренцию» и «согласованных действий, ограничивающих конкуренцию» как с точки зрения их определения, так и с точки зрения их доказывания. Введено понятие «коллективного доминирования», позволяющее пресекать антиконкурентные действия на олигопольных рынках. Принципиально изменены положения в части контроля экономической концентрации, в результате чего должно сократиться число контролируемых ФАС сделок. Впервые введено определение государственной помощи и предусмотрены полномочия антимонопольного органа по осуществлению контроля за соблюдением условий конкуренции при ее выделении. Кроме того, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), и, в частности, введение оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением и картельные сговоры. Ведь сейчас максимальный штраф, который мы можем наложить, составляет всего 500 тысяч рублей, да и то не за сам факт совершения правонарушения, а за неисполнение предписания антимонопольного органа.
— Насколько вообще недобросовестные предприятия боятся штрафов антимонопольных органов?
— Надо сказать, что начиная с 2004 года мы начали применять норму о взыскании с монополистов незаконно полученного дохода, которая раньше не работала. И сейчас накопленный опыт позволил нам впервые за всю историю существования в России антимонопольных органов сравнять баланс затраченных из федерального бюджета средств на наше содержание и средств, которые мы принесли в бюджет в виде штрафов и иных взысканий. А по итогам 2006 года ожидается превышение поступлений от деятельности ФАС в виде штрафов и санкций над расходами на ее содержание на 20-25%. Вдумайтесь — в 2006 году мы собрали штрафов в 5 раз больше, чем в 2005-м, а в 2005-м собрали в 5 раз больше, чем в 2004-м. Итого: рост в 25 раз за 2 года!
Хотя я считаю, что наша главная задача не собирать максимальное количество штрафов, а создавать здоровую конкурентную среду. И это у нас в основном получается. Для того чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. В 2006 году мы впервые в российской истории вошли в рейтинг сильнейших антимонопольных ведомств мира — сейчас мы находимся на 38-й позиции. На одну строчку выше находится бельгийское конкурентное ведомство, а из стран Восточной Европы и СНГ выше нас поднялись только поляки. Для первого раза неплохо!
— Можно ли из этого сделать вывод, что вы готовы к решительной схватке с монополизмом, и теперь стоит ожидать всплеска крупных дел?
— С самого начала своей работы в ФАС я попросил своих коллег не бояться возбуждать громкие дела против самых крупных компаний, которые умеют за себя постоять. И мы научились это делать. В минувшем году ФАС завершила сразу несколько «громких» дел, среди которых можно выделить дело «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Как известно, оно закончилось подписанием мирового соглашения, но компания признала свое доминирующее положение на рынке цемента и обязалась выплатить в федеральный бюджет сумму незаконно полученного дохода в размере 10 млн. долларов. Кроме того, холдинг намерен реализовать инвестиционную программу по комплексной модернизации цементных предприятий на сумму более 10 млрд. рублей. Важным достижением мы считаем и то обстоятельство, что минувшей осенью впервые в России заработали биржевые торги по цементу, а уже в ноябре на бирже было продано 1,5 млн. тонн цемента.
Отмечу и дело «Нижнекамснефтехима», когда нам удалось доказать злоупотребление доминирующим положением этой компании на рынке услуг по транспортировке этилена. Компании выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в размере 70 млн. рублей. Громким получилось дело в отношении ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком». Операторы «большой тройки» установили тариф на услугу зонового завершения вызова на свою сеть для взаимодействующих операторов связи в размере 1,10 руб., в то время как между собой они договорились о цене на аналогичную услугу 0,95 руб. По данному делу было вынесено решение о признании нарушения, но в связи с его добровольным устранением со стороны «Вымпелкома» и МТС предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства было выдано только ОАО «Мегафон», которое оспорило его в арбитражном суде. Если бы такие «художества» произошли в Европе, сотовые операторы были бы оштрафованы на сотни миллионов евро.
Также одним из значимых стало дело, возбужденное в отношении группы лиц ОАО «Газпром», когда мы выявили ничем не обоснованный 76-процентный скачок цен на сжиженный углеводородный газ. По итогам рассмотрения дела было выдано предписание о перечислении в бюджет более 150 млн. рублей незаконно полученного дохода. ОАО «Газпром» обжаловало выданное предписание, однако в конце ноября арбитражный апелляционный суд признал наше предписание законным.
— Одним из направлений деятельности ФАС является контроль за размещением госзаказов. Каковы итоги работы в этом направлении?
— Когда мы говорим о государственных закупках, нужно понимать, что речь идет о 10 процентах валового внутреннего продукта России. Примерно столько же средств расходуется ежегодно из бюджетов всех уровней для того, чтобы осуществить соответствующие госзакупки. При этом все эксперты практически сходятся в том, что на так называемые откаты уходит где-то 15-20%. Эта система долгое время оставалась бесконтрольной. Между тем при правильно поставленной работе по госзакупкам можно экономить не менее 150 млрд. рублей в год. По оценкам независимых специалистов, в этом году благодаря введению в действие закона о закупках экономия бюджетных средств составила около 2 млрд. долларов. С февраля этого года контроль за госзакупками Правительство РФ поручило осуществлять ФАС.
В законе о конкуренции есть положение о «государственной помощи». Это ситуация, когда администрация поддерживает избранные компании — дает деньги в виде субсидий, предоставляет гарантии под льготные кредиты, пониженную ставку аренды. Но есть и более серьезные вещи. Скажем, появляется некая неведомая фирма и скупает за бесценок коммунальные сети целого города. Понятно, что там, где вырабатывается электричество или передается вода для населения, бизнес убыточным никогда не будет. Поэтому в подобных фирмах обычно сидят родственники тех, кто принимает решения о продаже такого имущества. А теперь представьте, когда государственное имущество сдают без конкурсов в аренду. Это очень большие прибыли и очень большие «откаты». И можно сказать, что первый опыт по контролю за конкурсами мы получили именно при расследовании таких дел.
— Хватает ли ресурсов у ФАС для того, чтобы эффективно противостоять монополиям?
— На сегодняшний день в ФАС вместе с территориальными органами работают 1800 человек. Однако ежегодно мы ведем в общей сложности более 10 тысяч дел, рассматриваем около 25 тысяч ходатайств и уведомлений. Результат окончательных решений судов такой: 80% возбужденных нами дел мы выиграли, и наши решения исполнены. При этом мы проиграли только 15-20% судебных дел из тех, которые были оспорены. Думаю, что это весьма неплохой показатель, и мы стремимся его улучшать.
При этом надо понимать, что мы затрагиваем очень серьезные вопросы и естественно ущемляем интересы крупных олигархических групп. Вот и бывает, что мы проигрываем дела, потому что идет сильнейшее давление и на нас, и на суд, потому что многие «доброхоты» крайне заинтересованы в нашем поражении. Но на сегодня мы имеем отрицательный баланс по судебным решениям только с «Газпромом». А у всех остальных естественных монополий, включая РАО «ЕЭС» и «Российские железные дороги», выигрываем подавляющее большинство дел в интересах граждан и других компаний.