Кандидат в президенты России Григорий Явлинский предложил полностью перевести российскую армию на контрактную основу, увеличить социальное обеспечение военнослужащих и военных пенсионеров за счет повышения прозрачности расходов на оборону. При этом, уверен Явлинский, России следует отказаться от участия в бесперспективных и кровопролитных военных авантюрах и укреплять южные границы. Нашей стране не стоит участвовать в гонке вооружений. Вместо этого надо сосредоточиться на развитии экономики: в конечном счете от нее будет зависеть сила нашей армии, уверен политик.
Эти заявления он сделал 22 февраля, в канун Дня защитника Отечества, встречаясь с ведущими военными экспертами и специалистами по международным отношениям. На мероприятии Явлинский представил им соответствующий раздел своей президентской программы.
В своем выступлении лидер «Яблока» сказал, что в основе внешней оборонной стратегии должна лежать политика, которая обеспечит «равноправное участие России в коалиции наиболее развитых стран, у которых есть очевидные общие интересы» –борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и недопущение крупных вооруженных конфликтов.
Для этого России необходимо создать современную профессиональную армию: отказаться от призыва в течении ближайших двух-трех лет (по расчетам экспертов, это будет стоить лишь около 2% оборонного бюджета) и повысить ее качественные характеристики.
Явлинский заявил, что по его оценкам, сегодня можно говорить о повышении денежного довольствия, улучшении медобслуживания и обеспечении военнослужащих жильем. Важным направлением Явлинский назвал и отношение государства с родственниками военнослужащих и военными пенсионерами: «Это не должно быть по остаточному принципу, как сейчас. Это должно быть частью военной политики».
Явлинский назвал несколько приоритетных с его точки зрения стратегических направлений в области обороны и безопасности. России необходимо перейти «от идеологии гарантированного взаимного уничтожения к продвижению и реализации философии взаимной гарантированной защиты», вернувшись к обсуждению проблемы совместной противоракетной обороны. Необходимо договариваться о прекращении гонки вооружений, настаивает политик: «Мы вернулись в худшие времена холодной войны».
Следующий пункт – повышение контроля расходов на вооружение. Это позволит перейти от 5,3% расхода ВВП на оборону к 3%. Речь в частности идет о рационализации госпрограммы вооружений. 20 трлн. рублей, трату которых она подразумевает – не сопоставимо с экономическими возможностями страны, сказал Явлинский.
Он напомнил, что эксперты отмечают «огромные масштабы дублирования в этой программе», а также проекты, направленные исключительно на пиар. При этом, считает Явлинский, необходимо повысит масштабы и уровень исследований и разработок в военной сфере — особенно, связанных с высокоточными системами и модернизацией «ядерной триады».
Однако эти шаги бессмысленно обсуждать, пока Россия не прекратит участие во внешнеполитических авантюрах, в частности – в гражданской войне в Сирии. «Все, что там происходит, никакого отношения к национальным интересам России в положительном смысле не имеет», – сказал он. Более того, выбитые из Сирии террористы, «у которых теперь личные счеты с Россией», перемещаются в Афганистан и сливаются с Талибаном. Это представляет серьезнейшую угрозу южным границам России. «Получается бумеранг – наши ракеты летят в Сирию, а мы получаем гигантскую опасность из Афганистана».
Другая проблема – «бесконечное, бесперспективное кровопролитие в Донбассе», где погибли уже десятки тысяч людей, сказал Григорий Явлинский. Он вновь напомнил о своем плане из десяти пунктов по урегулированию этого конфликта.
Кроме того, Явлинский выделил проблему договора о нераспространении ядерного оружия и потенциальную возможность прямого военного конфликта с США, сказав о недавних событиях в той же Сирии.
Лидер «Яблока» напомнил, что экономика России сегодня – это лишь около 1,7% мирового ВВП. У США 28%. Расходы НАТО и нашей страны на вооружения отличаются в 30 раз. Гонка вооружений, по мнению Явлинского, приведет к полному разрушению нашего экономического потенциала. Конкуренция за сферы влияния невозможна – по крайней мере до тех пор, пока в России не будет создана мощная экономика.
С ним согласился Руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, член политкомитета «Яблока», академик Алексей Арбатов.
Он отметил, что оборона страны – это всегда «компромисс между потребностями и возможностями». «Если оборона огромная – она начинает подрывать экономику, то есть свою собственную базу. Если обороны недостаточно – тогда то, что есть у страны, территория, природные ресурсы, может быть растащено теми, кто покусится […] Если вы ничего не будете давать на армию, как в 90-е годы, у вас не останется безопасности и суверенитета», – сказал Арбатов.
Алексей Арбатов
Он также считает, что наиболее вероятные угрозы сегодня находятся у южных границ России. При этом академик добавил, что нарастает и угроза с востока. «37 лет назад Китай начал подниматься к статусу великой державы именно с экономики, до предела ограничив свои внешние и военные амбиции. За 37 лет он стал второй сверхдержавой», – объяснил эксперт.
Едва ли не центральной темой обсуждения стала проблема российско-американских отношений.
Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор Владимир Дворкин сказал, что оборонная политика России «должна быть интегрирована в международную систему безопасности», и сейчас наша страна «очень много теряет из-за тех отношений, которые сложились между Россией, США и Европой».
Владимир Дворкин
По его словам, России нужно самостоятельно делать попытки преодолеть стену недоверия, предлагая конкретные решения и проекты. Он назвал серьезным просчетом «мюнхенскую речь» Путина 2007 года, также отметив: прежде, чем заявлять о внешних амбициях, необходимо построить сильную экономику.
Об отношениях между Россией и США говорил и директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО Сергей Ознобищев. Он уверен, что необходимо прекратить «декларативную антизападную кампанию» и полагает, что в сегодняшней внешней политике России «слишком много личностного».
Сергей Ознобищев
Виктор Мизин, дипломат, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО, придерживается аналогичного мнения: Россия должна формировать, а если надо – навязывать США программу действий по нормализации отношений, включая пакет решений по контролю над вооружениями. Он считает, что «у политического класса Запада не было такого негативного отношения к России даже во времена холодной войны».
Виктор Мизин (слева)
«Нужен другой президент», – емко прокомментировал выступление эксперта Григорий Явлинский.
Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, доктор наук Владимир Батюк заострил внимание на теме санкционной войны. Он напомнил, что очередной пакет санкций против России был принят американским Конгрессом, и выразил сомнения, что их отмены в обозримой перспективе можно добиться.
Владимир Батюк
Григорий Явлинский согласился, тем не менее указав на историю поправки Джексона-Вэника: «долго, но отменили же». «Будет трудно, – сказал кандидат в президенты. – Но это не значит, что ничего не надо делать».
Коллега Батюка, научный руководитель Института США и Канады, академик Сергей Рогов также считает, что предпосылок для потепления российско-американских отношений сейчас не так много – в том числе потому, что для России «нынешняя американская администрация по составу худшая со времен Рейгана».
Сергей Рогов
Эксперт сослался на новые доктринальные документы США, в частности, ядерную стратегию. Однако он не считает ситуацию безнадежной. Нормализация отношений с Западом, включая проблему статуса Крыма, могла бы начаться с разрешения конфликта на Донбассе, сказал Рогов.
Специалисты подняли и интересную тему адаптации программных предложений Явлинского по обороне и внешней политике в рамках агитационной кампании. Так, военный эксперт и обозреватель Михаил Ходаренок заметил, что массовому избирателю, как правило, не интересно вдаваться в экспертные оценки и сложные расчеты. По его мнению, публичный политик должен переводить их в формат простых тезисов.
Михаил Ходаренок
Однако Григорий Явлинский сослался на свое общение с гражданами, в том числе в регионах. Он рассказал, что люди высказывают поддержку, когда видят связь между внешней политикой и собственным благосостоянием.
Явлинский напомнил, что в прошлом году «Яблоко» провело всероссийскую кампанию за вывод войск из Сирии и направление средств на нужды социальной сферы регионов, в ходе которой было собрано 150 тыс подписей. «Люди все понимают», –возразил Григорий Явлинский. Он вновь подчеркнул, что если на выборах 18 марта альтернативу сегодняшней политике поддержат миллионы граждан — с их точной зрения будет считаться любой президент.
«Моя программа – в наших, не в чьих-то, а в наших национальных интересах!», – заключил Григорий Явлинский.