НОВАЯ ЭПОХА
Главное событие уходящего года — завершение эпохи постсоветской модернизации и введение режима неограниченной личной власти. Формально черту подвел плебисцит по поправкам в Конституцию. Это случилось 1 июля 2020 года. Началась новая эпоха (о причинах провала постсоветской модернизации см. «Второе июля», август 2020).
Москва, 2020 год. ФОТО: Александр Неменов / AFP VIA GETTY IMAGES
Поэтому в 2020 году уже во всей полноте встали вопросы:
– о выработке новой Конституции и Учредительном собрании;
– о переходе от крайне неэффективного и отсталого госкапитализма к нормальной конкурентной рыночной экономике на основе неприкосновенной частной собственности, к экономике, которая будет повышать уровень жизни, а не обрекать на бедность миллионы людей;
– о новом федеративном устройстве;
– о принципиально другой внешней политике, создающей друзей, а не врагов по всему периметру границ.
Другими словами, события минувшего года подвели нас вплотную к выработке полноценной альтернативы тому тупику, в который нас завели продолжатели дела большевиков. И сегодня главный вопрос в том, КТО придет вместо Путина и КАК эту смену осуществить бескровно (см. «Конституции свободных людей — работа для будущего», 2020).
ПАНДЕМИЯ
Пандемия коронавируса, затронув жизнь практически всех граждан страны, стала настоящей проверкой, тестом для политической системы Путина. На исходе 2020 года Росстат сообщил, что общее число умерших в России с января по ноябрь выросло на 229 700 человек по сравнению с предыдущим годом. А вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова уточнила, что более 81% от этого прироста смертности приходится на случаи заболевания COVID-19. Это означает, что более 186 тыс. россиян умерли от коронавируса. Официальные данные показывают, что Россия в настоящее время занимает третье место в мире по количеству смертей от COVID-19 после США (333 140) и Бразилии (191 139). Следовательно, по числу умерших на 1000 человек населения наша страна оказалась на первом месте в мире.
Все это означает, что российская государственная и политическая система, в частности национальная система здравоохранения, оказалась неспособной справиться с пандемией, защитить и поддержать граждан страны. Более того, эпидемия показала, что российское государство в его сегодняшнем состоянии не ориентировано на благополучие населения, власти только изображают заботу о гражданах, на практике не делая почти ничего для помощи людям (см. «Имитация помощи», апрель 2020).
На фоне пандемии и вынужденных локдаунов в развитых странах мира на поддержку населения и бизнеса было выделено в течение этого года около 20% ВВП. В России эта цифра меньше 2%! К примеру, в США правительство выделило уже три пакета помощи населению, последний буквально на днях на сумму 900 млрд долларов. А в России президент лично объявил о выделении единовременной выплаты в 5 тыс. рублей на ребенка (до 8 лет). При этом весной власть, по сути, отказалась от предложенной полноценной программы поддержки экономики (см. «Цена коронавируса: как защитить экономику и людей», март 2020). В этой программе было указано, откуда взять средства: из Фонда национального благосостояния (на тот момент там было порядка 10 трлн рублей), из золотовалютных резервов (порядка 38 трлн рублей), с помощью перестройки бюджета. Но ничего этого сделано не было. Почему? Это жадность или глупость? Нет, это не жадность и не глупость. Это другая политика — политика конфронтации. Именно для конфронтации с Западом власть пытается сохранить деньги. То, что экономика падает, уровень жизни снижается, неважно. Важно, чтобы были средства на ВПК, на гонку вооружений (см. «Жадность или глупость?», апрель 2020).
Опять же согласно данным Росстата, численность населения России в этом году сократится на 352,5 тыс. человек. Эта цифра в десять раз больше, чем в 2019 году. Такой показатель наглядно демонстрирует, что люди в российской политической системе используются исключительно как ресурс, из которого власти стараются выжать все до конца.
Еще одним результатом пандемии в России стало то, что предельно непрозрачная и неподотчетная обществу власть воспользовалась ситуацией для введения новых средств контроля за населением (электронные пропуска, распознавание лиц, контроль за передвижением). Нет сомнений, что после пандемии слежка государства за гражданами продолжится. Поэтому уже сегодня в России необходимо незамедлительное создание Общественной комиссии по контролю за применением государством цифровых технологий (см. «Цифровая опасность», апрель 2020)
НОВАЯ СТАРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
После плебисцита об изменении Конституции власти буквально сразу бросились претворять в жизнь пресловутые «поправки». За последние шесть месяцев:
– осуждена за «оправдание терроризма» псковская журналистка Светлана Прокопьева;
– арестован по обвинению в «госизмене» журналист Иван Сафронов;
– на 13 лет колонии строгого режима осужден по сфабрикованному делу карельский историк и правозащитник Юрий Дмитриев;
– вынесен приговор по сфабрикованному делу «Нового величия»;
– действиями силовиков и на фоне общественного безразличия доведена до самоубийства нижегородская журналистка Ирина Славина;
– совершено покушение на жизнь Алексея Навального;
– осуждена на два года условно по «дадинской» статье московский муниципальный депутат Юлия Галямина;
– принят закон, приравнивающий к экстремизму высказывания о нарушении территориальной целостности России;
– принят закон о расширении полномочий полиции;
– принят закон о сокрытии данных о силовиках;
– принят закон об ужесточении правил проведения митингов;
– принят закон о лишении свободы за клевету в интернете;
– принят закон о признании физлиц иностранными агентами; Минюст внес первые пять человек в список иноагентов, среди них — один из самых известных и уважаемых российских правозащитников Лев Пономарев и главный редактор газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин; иноагентами признаны также 12 политических СМИ (в том числе «Радио Свобода»).
И это далеко не полный список. Вынесение таких решений и приговоров, принятие таких законов диктуются логикой режима неограниченной личной власти с целью ограждения корпоративного государства от граждан (тех самых граждан, которые платят налоги и содержат это государство). Эти неправовые меры направлены на подавление свободы как базовой ценности, на подавление активности, любых проявлений несогласия, на уничтожение представителей протестных настроений. В дальнейшем режим будет ужесточать давление на граждан, повышать уровень страха и расширять сферу применения репрессивного квазизаконодательства (см. «Будет ужесточение», декабрь 2020).
БЕЛАРУСЬ И НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
2020 год запомнится самыми массовыми в истории Беларуси протестами, а также новой войной в Нагорном Карабахе.
Белорусские протесты продемонстрировали не только героизм и самоотверженность сотен тысяч граждан небольшой европейской страны в борьбе против фальсификаций, лжи и лично против узурпировавшего власть Лукашенко, но и то, как белорусский режим, опираясь на Кремль, подавляет справедливое возмущение совершенно несоразмерной силой, избивает, калечит, применяет пытки, готов стрелять на поражение в безоружных людей. Своими действиями Лукашенко внес ясность для всего мира: он не только авторитарный узурпатор власти, но и международный преступник, ответственный за преступления против собственного народа.
За спиной Лукашенко стоит Москва, лукаво и коварно пресекающая малейшие стремления к суверенитету и жестко навязывающая свою политику в соседнем государстве. Минувший год убедительно показал: Россия всегда поддерживала и будет поддерживать любых диктаторов во имя расширения и укрепления своей сферы влияния. Сам Лукашенко никому в Москве не нужен, он даже раздражает. Однако сейчас Кремлю выгоден белорусский диктатор: он слаб, а значит, менее капризен и «дешев» (в смысле оказания экономической помощи). Да, Лукашенко будет продолжать давить граждан Беларуси, борющихся за свое человеческое достоинство. Однако Кремль мало волнуют воля и интересы людей в соседних государствах (как, впрочем, и в России), кардинальная цель — поглощение республики и ликвидация белорусской государственности. Все это хорошо известная советская политика ограниченного суверенитета (см. «Союз несменяемых», август 2020), которая в 1956 году привела к кровавому подавлению восстания в Венгрии, а в 1968-м закончилась вторжением СССР в Чехословакию.
Нечто похожее можно было увидеть и в ситуации вокруг Нагорного Карабаха, когда Москва не захотела в самом начале остановить войну, хотя могла и обязана была это сделать. В итоге неудобное для Кремля армянское руководство было поставлено в исключительно уязвимое положение. Цель кремлевских политиков заключалась в том, чтобы предельно ослабить тех, кто пришел к власти в Армении по воле народа, но без согласия России. Как и в случае с Беларусью, в Нагорном Карабахе Москва еще раз показала, что стремится ликвидировать политическую субъектность соседей при полном безразличии к самим людям, будь то в Беларуси, Армении или Азербайджане.
ОТРАВЛЕНИЕ НАВАЛЬНОГО
Российские власти отказались инициировать расследование отравления Алексея Навального с привлечением иностранных экспертов. К счастью, Навальный выздоровел, однако в связи с его переправкой на лечение в Германию дело приобрело международный резонанс. Тем не менее в России не было возбуждено даже уголовное дело. В результате расследованием занялись журналисты и блогеры, и вся эта история в соцсетях превратилась в балаган.
На самом деле это серьезнейший вопрос о государственном политическом терроре в России. Это касается убийств Бориса Немцова, Анны Политковской, Юрия Щекочихина, Натальи Эстемировой, Фарида Бабаева… Все эти люди были открытыми и жесткими критиками российского режима и лично президента. За их гибель, как и за отравление Навального, всю политическую ответственность несет глава государства — Владимир Путин.
Уходящий год показал, что политический террор — вплоть до внесудебных расправ — остается в России безнаказанным и, вероятно, продолжится (см. «Отравленная репутация», сентябрь 2020).
ВЫБОРЫ В США
Реальный смысл выборов в США этого года заключается не в том, что Трамп проиграл, а демократы победили и теперь «все вернется на круги своя». Суть в том, что, не справившись с эпидемией коронавируса, бесталанный политик потерпел поражение, в то время как его партия существенно укрепила свои позиции во всех других ветвях власти. И это идеальная ситуация для способного правого националиста-популиста, который будет баллотироваться в президенты в 2024 году.
В оценке этой ситуации крайне важно не ошибиться: опасный предвестник фашизма — националистический популизм в форме «трампизма» — не остановлен, а лишь ждет перегруппировки для перехода в очередное наступление. Если новый лидер национал-популизма будет более уравновешенным и образованным, но менее неуклюжим и уязвимым, чем Трамп, то через четыре года у него будут неплохие шансы победить на выборах. В этом случае новый лидер национал-популистов будет куда более опасной фигурой, чем уходящий президент США (см. «Победное поражение Трампа», ноябрь 2020).
Что касается перспектив российско-американских отношений, то Кремль абсолютно недвусмысленно дал понять, что Байдену в Москве не рады. В уходящем году Россия быстро двигалась в обратном направлении от нормализации отношений с Западом, изоляция нарастала. Однако маркером года в этом вопросе стали неспособность России предотвратить развал Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и отсутствие какого-либо продвижения в вопросе о продлении договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ-3), истекающего в начале будущего года. За годы правления Путина вся система договоров по ядерной безопасности, создававшаяся почти шесть десятилетий, оказалась разрушенной. Поэтому на повестке ближайших четырех лет должен стоять вопрос не о том, ухудшатся ли российско-американские отношения, а о том, как избежать большой, возможно, даже ядерной войны (см. «Как не попасть в “рай”», октябрь 2020).
«ЯБЛОКО»
За последние 30 лет «Яблоко» десять раз — семь на парламентских и трижды на президентских выборах — предлагало принципиально иное направление развития России, альтернативное тому авторитарно-корпоративному строю, который сегодня установлен в нашей стране. Мы предлагали соотечественникам реальный путь и конкретную программу построения страны свободы, равенства возможностей, уважения к человеку и его достоинству, взаимовыгодных отношений с соседями и остальным миром, творчества и прогресса. Создание такой альтернативы, наполнение ее содержанием — это очень сложная и тяжелая работа.
Но в целом граждане России не поддержали наш курс. Да, на протяжении этих лет за нас голосовали миллионы, но этого было недостаточно, чтобы поменять направление движения нашей огромной Родины.
В уходящем 2020 году после внесения поправок в Конституцию в государстве и политической системе произошли уже во многом необратимые изменения. Результаты этих изменений стали видны сразу: аресты, принятие репрессивных законов, ужесточение контроля за частной жизнью и новые ограничения свобод. И это не оставляет нам выбора — необходимо начинать работу по строительству нового государства. И мы как партия с полным пониманием происходящего будем делать все возможное, чтобы выработать содержательную перспективу и предъявить ее людям (см. «О будущем», июль 2020).