В Верховный суд России направлено представление о ликвидации Международного общества «Мемориал». Формальный предлог для этого выглядит умышленно надуманным: встречающееся в течение длительного периода отсутствие маркировки «иностранного агента» в материалах организации с большим количеством отделений и огромным документооборотом не может являться основанием для подобного решения.
Президент России Владимир Путин на открытии «Стены скорби» — монумента в память о жертвах политических репрессий в СССР. Москва, 30 октября 2017 года. Путин напомнил, что «репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед родиной, ни искреннюю преданность ей». // REUTERS/Alexander Nemenov/Pool
Дело в другом. Для властей современной России неприемлемо, что «Мемориал» в своей деятельности говорит правду о силовых структурах СССР, объявляя их в ряде случаев преступными, осуждает репрессивные периоды советской политики. Для них неприемлемо, что юристы «Мемориала» представляют в международных структурах тех граждан, которые не смогли добиться справедливости на основе внутреннего правоприменения РФ, тем самым указывая на репрессивный характер уже сегодняшней власти.
Уничтожение «Мемориала» будет означать возвращение практики применения советского уголовного кодекса и таких его политических статей, как «антисоветская агитация» и «клевета на советский общественный строй».
Происходящее абсолютно не случайно.
После падения коммунистической системы в России в 90-е годы на общественно-государственном и юридико-правовом уровне не было дано оценки преступлениям большевизма и сталинизма. Общество не сделало почти ничего, чтобы услышать «Мемориал» и предотвратить опасность возврата к тоталитарной модели управления страной. Так был сделан первый шаг к отказу от исторической памяти.
И уже в 2000 году под восторженные крики «Кириенко — в Думу, Путина — в президенты!» сторонников «Союза правых сил», шумных представителей постсоветской интеллигенции, так называемых либералов, и при игнорировании более чем обоснованного мнения «Мемориала» к власти был приведен Владимир Путин, человек — плоть от плоти большевистской системы. Это было уже презрение к национальной исторической памяти.
К 2018 году в стране уже вовсю шли политические репрессии, Россия аннексировала Крым и вела гибридную войну против Украины. «Мемориал» занял твердую позицию о неприемлемости этой политики. Однако на президентских выборах значительная часть «публичных либералов» выступила за выдвиженца Путина Собчак (с размаху наступив на те же грабли, что и в 2012 году с голосованием за Прохорова), тем самым косвенно выразив поддержку путинской политике. И это был уже не только отказ от памяти, это был отказ от связи с реальностью.
В сентябре 2021 года на выборах в Госдуму коммунисты увеличили свое представительство. С подачи так называемого «умного голосования», двигателями которого стали многочисленные представители постсоветской интеллигенции, в стране прошла громкая агитационная кампания за коммунистов, сталинистов, боевиков-прилепинцев. В результате влияние их идей стало куда более ощутимым, чем ранее. Тем самым власти получили сигнал о приемлемости для общества усиления репрессий и о том, что они при этом не встретят осмысленного ответа, поскольку от остатков здравого смысла отказались даже те, кто как бы призван его отстаивать.
Конечно, «Мемориал» старались придавить и раньше. Но именно массовая агитация за коммунистов по списку «умного голосования» шумной частью политически активной интеллигенции и поддержка коммунистов теми, кто нередко выступает от имени инициатив «Мемориала», предоставили Кремлю карт-бланш — принять решение и выполнить давнее и очень настойчивое пожелание компартии ликвидировать организацию, занимающуюся исторической памятью о последствиях госпереворота 1917 года, искоренить саму память о преступлениях большевизма и сталинизма, о преступлениях гражданской войны, о ГУЛАГе и государственном политическом терроре, о миллионах безвинно расстрелянных и замученных.
«Международный Мемориал» существует четвертый десяток лет, это одна из системообразующих организаций России и всего бывшего СССР. Его уничтожение будет означать новый качественный шаг в реакционном изменении всей общественно-политической системы нашей страны. Нет сомнений, что окончательное решение о ликвидации такой организации будет принимать лично президент России Владимир Путин, он же будет нести за это персональную политическую ответственность.
Известно, что в годы Первой мировой и накануне Второй мировой войны в Западной Европе был распространен такой вид досуга, как салонные беседы: писатели и публицисты, художники и актеры, адвокаты и врачи весьма задорно критиковали, например, порядки в Австро-Венгерской империи и без малейшего понимания дела с умным видом рассуждали о политике, не осознавая угрозу наступающего фашизма. Они позволяли себе просто болтать о политике и не особо тревожились за свое будущее, поскольку полагали, что, благодаря своим талантам и профессиональным навыкам, они смогут устроить жизнь при любой власти, ну или в крайнем случае смогут переехать в другую страну. Но эти люди, многие из которых были действительно талантливыми и по-настоящему успешными, и представить не могли, что случится со всей Европой и лично с ними уже через несколько лет…
4 ноября в Севастополе Путин выступил с речью у сооруженного в апреле этого года памятника окончанию Гражданской войны в России. Вместо общественного осознания и осмысления, попыток понимания трагедии, произошедшей более ста лет назад, он просто объявил, что все закончено. Фактически это утверждение победившего большевизма — как безальтернативного продолжения истории России, с которым все должны согласиться как с данностью и неизбежностью. Фальсификация истории и, по сути, запрет на изучение темного прошлого дают все основания полагать, что нас ждут тяжелые времена и мучительное будущее.
Выражаю свою всестороннюю солидарность и полную поддержку Международному обществу «Мемориал».