Третью неделю на глазах у всего мира разворачивается катастрофа. В Украине гибнут люди — военные, гражданские, в том числе женщины и дети. Разрушаются целые населенные пункты. Спасающиеся в подвалах от обстрелов жители украинских городов остаются без электричества, воды, продуктов и лекарств.
Согласно данным ООН на 11 марта, за две недели российской «спецоперации» Украину покинуло свыше 2,5 миллионов беженцев. 13 марта в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека сообщили о 596 мирных жителях, погибших в результате военных действий в Украине, среди них 43 ребенка. Как это соотносится с реальностью, пока неизвестно. Тем временем, даже по данным донбасских омбудсменов, за весь 2021 год в ДНР/ЛНР погибло 8 гражданских лиц. За 17 дней российской «спецоперации» по «защите» ДНР/ЛНР уже убито в 74 раза (!) больше мирных жителей Украины. А еще множество погибших как среди украинских военных, так и среди российских солдат.
Начиная «спецоперацию», Кремль был уверен, что в большинстве крупных украинских городов среди населения преобладают пророссийские настроения и многие только и ждут прихода России. В Москве полагали, что значительная часть украинцев с энтузиазмом выступит против «репрессивного киевского режима», а военный потенциал Украины чуть ли не сам рассыплется в считанные дни. Однако на деле все происходит иначе. Граждане Украины, как правило, категорически протестуют против российского военного присутствия, люди демонстрируют единство и реальное сопротивление. Украинское руководство не сбежало из Киева, а украинские военные и ополченцы (части территориальной обороны) повсеместно оказывают серьезный отпор наступающей российской армии.
В результате «специальная военная операция» Кремля вместо трехдневной прогулки и встреч с цветами превратилась в затяжное кровавое и разрушительное противостояние. Задачи по «денацификации» и «демилитаризации» Украины, — судя по всему, путем установления пророссийского политического режима в Киеве и достижения таким образом каких-то мифических гарантий безопасности — в намеченные сроки выполнены не были. Более того, в реальности «спецоперация» дала совсем другие результаты: Россия во всех смыслах — военном, экономическом, политическом — на долгое время создала вокруг себя пояс серьезной опасности и отчуждения. К тому же на фоне последних событий произошла невиданная ранее консолидация мирового общественного мнения, осуждающего Россию.
Очень трудно сказать, как будет развиваться ситуация в ближайшие дни, недели, месяцы. Ясно одно: сейчас прежде всего нужно спасать жизни людей. О необходимости немедленно прекратить военные действия против Украины многократно сказано, но надо говорить об этом вновь и вновь. Необходимо также добиваться создания реальных гуманитарных коридоров для вывода мирного населения из осажденных войсками украинских городов. Очевидно, что предпринимаемые сейчас шаги не срабатывают — люди остаются в смертельной опасности под бомбежками, а пути к эвакуации либо отрезаны, либо проходят через зоны обстрелов.
Мы, партия «Яблоко», призываем Международный комитет Красного Креста, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ продолжать добиваться всеми доступными инструментами создания гуманитарных коридоров для эвакуации мирного населения. «Яблоко» уже выступало с требованием обеспечить безопасные маршруты эвакуации для гражданского населения. В условиях непрекращающихся боевых действий это именно то, что необходимо прежде всего для спасения жизней.