Я по-человечески совсем не хотел распада страны. СССР — это моя родина. Страна, в которой я родился, которую я любил, за которую воевал мой отец. Ничего имперского в большой стране я не видел. Просто в этой большой стране я чувствовал себя дома и в Ташкенте, и в Риге, и в Москве. И мне было особенно больно видеть, как эту страну разрывали на куски. Нет, у меня не было сомнений, что советскую систему требовалось демонтировать, а власти коммунистов надо положить конец, что нужна демократическая система и рыночная экономика. Но не только для России, а для всех! Для всей моей большой страны! Однако почему-то решили, что Россия должна идти в светлое будущее одна и всех вокруг отторгать от себя. И делалось это крайне нерационально — ни экономически, ни политически, ни по-человечески.

 

25 лет назад, 17 марта 1991 года, на всесоюзном референдуме большинство людей тоже высказалось за сохранение страны. Они тоже не хотели развала…

 

Политически возможность построения обновлённого Союза была упущена в 1989-1990 годах. Это случилось вследствие отсутствия стратегического видения ситуации у руководства страны и систематического запаздывания с принятием решений. (Ну прямо в точности как сейчас!) Однако можно и нужно было избежать таких разрушительных последствий. И экономический спад не был неизбежным в таком масштабе. Именно этому, созданию новой экономики в СССР, а не в одной из его республик, и была посвящена программа “500 дней”, а также Экономический договор между бывшими республиками СССР. В 1990-1991 годах я лично руководил практической разработкой и согласованием всех основных соглашений Экономического договора: о банковском союзе; о единой валюте; о согласованном законодательстве в области прав собственности и приватизации; о таможенном союзе и свободной торговле; об этапах и сроках либерализации цен; о финансовой стабилизации, координации бюджетной политики и денежном обращении. Таких соглашений было несколько десятков. Я считал необходимым создавать общий рынок, а не строить заборы. Самое удивительное, что этот Экономический договор подписали в Кремле осенью 1991 года 13 (из 15) бывших союзных республик! Даже балтийские государства присоединились тогда в качестве наблюдателей. Это был реальный шанс на эффективное развитие. Но вместо всего этого устроили Беловежскую пущу. Всё грубо и безмозгло разрушили. Вместо того чтобы наравне с Европой двигаться к экономическому союзу, разорвали хозяйственные связи, разрушили саму возможность взаимодействия между рынками. С этим я никак смириться не мог и после 1991 года никогда, ни одного дня не работал уже в команде Ельцина.

 

Теперь всё это пытаются восстановить: таможенный союз, свободную торговлю… Сварили в аквариуме уху, а теперь хотят из неё опять сделать живых рыбок! И за этот новый идиотизм люди платят безумную, а то и кровавую цену.