29 января, в воскресение, телеканал «Россия» начинает показ сериала Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына «В круге первом». Это первая в России экранизация произведения нобелевского лауреата и самого известного в мире российского писателя. Накануне премьеры «Огонек» расспросил супругу Александра Исаевича Наталью СОЛЖЕНИЦЫНУ (на фото) о том, насколько формат сериала адекватен произведению классика

Наталья Дмитриевна, а возможно ли вообще представить Александра Исаевича, смотрящего какой бы то ни было сериал?

В принципе, невозможно. Александр Исаевич убежден, что чтение — первостепенно и очень важно для всякого человека. В отличие от зрелищ, чтение требует от нас усилия, оно приглашает каждого к сотворчеству. В визуальных видах искусства все выбирается за вас, а вам отводится лишь кресло потребителя. Вообще роль зрителя несравненно более пассивна, чем читателя, за исключением, может быть, произведений таких режиссеров, как Куросава или Сокуров… Но в данном случае Солженицын будет смотреть сериал.

Нет ли принципиального противоречия между произведением Солженицына и жанром сериала?

Скажем так: большее противоречие было бы между книгой и классическим кинофильмом. Втиснуть роман в два-три часа бесконечно трудно и без кардинальных сокращений — и значит, существенных потерь — было бы невозможно. Противоречия между книгой и сериалом меньше, потому что здесь можно хотя бы попытаться все главные сюжетные линии и смысловые нагрузки сохранить. Другой вопрос, что при экранизации книга всеравно приобретает новую, другую жизнь и материал писателя расцветает или увядает в зависимости от таланта режиссера.

Сериалу свойственно все упрощать — в результате есть опасность, что антисталинская книга невольно превращается в памятник Сталину, как это отчасти случилось и с сериалом «Дети Арбата», и с «Московской сагой»… Вы не опасаетесь того же?

Мне кажется, что Игорь Кваша сыграл Сталина в «Круге» непревзойденно. Он поистине зловещий получился — знаете, не усатый таракан со свирепым блеском в глазах, а тихий человек, чья зловещая сила спрятана внутри. Я считаю, что такой образ Сталина, наоборот, будет шагом на пути к пониманию природы зла и власти.

Обсуждалась ли с вами рекламная кампания сериала, например плакаты, которыми увешана Москва, — «Солженицын написал сценарий», «Певцов разоблачил шпиона»?

Нет, кампанию проводил телеканал «Россия», они люди опытные, сами знают, как и что надо. Единственное, они спросили у нас разрешения поместить на одном из плакатов фотографию Солженицына. Не знаю, где они ее отыскали, но эта фотография мне очень понравилась, таким я Александра Исаевича и знаю. Многие считают Солженицына эдаким мрачным затворником, а это совершенно не так: он жизнерадостный человек, и улыбка у него обаятельная, вот как на снимке

Сериал вы уже видели, конечно?

Черновую версию — да. А сериал в готовом виде — нет. Будем смотреть, что называется, со всем советским народом.

Беседовал Андрей Архангельский