Утверждение крупного бизнесмена, владельца нескольких торговых центров в Москве Арсена Канокова новым президентом Кабардино-Балкарии высветило интересную тенденцию в региональной политике Кремля. Начальствовать в проблемные регионы теперь направляют «владельцев заводов, газет, пароходов». Роман Абрамович на Чукотке, Хазрет Совмен в Адыгее, и вот теперь Арсен Каноков в Кабардино-Балкарии. По-видимому, назначением Канокова Москва не ограничится. Несмотря на все опровержения, продолжают циркулировать слухи о возможном десантировании на Камчатку олигарха и мецената Виктора Вексельберга.

Совершенно не важно, по какому критерию проблемен регион — то ли по причине хронической финансово-экономической несостоятельности, то ли из-за угрозы разрастания внутриполитического конфликта в вооруженное противостояние. Важно, что решение сложных проблем той или иной территории Центр фактически перекладывает на нового главу субъекта Федерации с его финансовыми возможностями, связями в политических кругах и госаппарате.

При таком подходе гарантом успешности новых лидеров в первую очередь должно стать дальнейшее процветание их бизнеса, территориально зачастую располагающегося далеко за пределами проблемного региона. Этот бизнес должен быть надежно защищен от всякого рода неурядиц современной экономической жизни, в том числе и возникающих по причине активности разного рода контролирующих государственных структур. Как, например, так называемые «белые слободы» в Московском царстве, принадлежавшие особо близким к царскому двору крупным феодалам, в силу своего особого статуса не платили налогов и были освобождены от прочих государственных повинностей. Разумеется, существование современных «белых слобод» со временем может создать определенные проблемы для федеральной власти или групп, борющихся за эту власть под флагом «наведения порядка». Хотя бы в плане его соответствия принципу полноты государственного суверенитета. Но это уже тема особого разговора.

Что же касается перспектив госстроительства, то из новой тенденции напрашивается определенный вывод. В условиях такой огромной страны, как Россия, принципы унифицированного государственного порядка, основанного на торжестве вертикали власти, едва ли можно будет последовательно реализовать на практике. Придется постоянно делать исключения, уступки, придумывать все более изощренные схемы типа «белых слобод», объективно подрывающие этот порядок. Или же в конечном итоге возвращаться к подлинной федерации, которая в условиях России, по-видимому, не может не быть асимметричной и при которой каждая территория сама решает, сколько и каких полномочий ей необходимо передать в центр.

Адрес статьи на сайте «Газеты»:
http://www.gzt.ru/politics/2005/10/02/214522.html


Другие статьи политолога Андрея Рябова, сотрудника Центра Карнеги в Москве читайте в рубрике «Умный разговор».