Шаламов Варлам Тихонович

(1.7.1907, Вологда — 18.1.1982, Москва, похоронен на Троекуровском кладбище) — поэт, прозаик

Посмертные публикации Шаламова в годы «перестройки» и последующую эпоху не только ввели его имя в русскую литературу, но и показали подлинно классический масштаб его творчества. — на первую страницу как представление биографии

Отец священствовал в Америке и России. Мать — учительница. Шаламов был пятым ребенком в семье. Окончив в 1923 школу второй ступени, Шаламов переехал в Москву и работал на кожевенном заводе в Кунцево. В 1926 поступил на факультет советского права в Московский университет. Активно участвовал борьбе политиков в 1927, 1928, 1929. Активно интересуется литературой.

В 1929 арестован в первый раз за участие в работе подпольной типографии. Получил три года концлагеря с последующей ссылкой на Северный Урал, за распространение ленинского «Письма съезду».

Вернувшись в Москву в 1932, работал журналистом, начал писать стихи и прозу. Одна из первых крупных публикаций — рассказ «Три смерти доктора Аустино» — в журнале «Октябрь» (1936). В январе 1937 снова был арестован и приговорен к пяти годам колымских лагерей. В 1943 получил еще десять лет Колымы за антисоветскую агитацию. В 1951 был освобожден, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером.

В 1953 живет в Тверской (тогда Калининской) области, работая на торфоразработках агентом по снабжению. В 1956 вернулся в Москву после реабилитации. Возобновил литературную работу.

В журнале «Москва» писал статьи о культуре, науке, искусстве. В 1961 вышел первый поэтический сборник Шаламова «Огниво», затем сборники «Шелест листьев» (1964), «Дорога и судьба» (1967), «Московские облака» (1972), их основное содержание — философские размышления о жизни и смерти, свободе и рабстве, судьбе и человеческой воле.

Писатель создавал свои «Колымские рассказы» с 1954 по 1973. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978. Сам писатель делил свои рассказы на шесть книг: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2».

Основная концепция «лагерной прозы» Шаламова сформулирована в статье «О прозе», опубликованной в журнале «Новый мир» № 6 (1988): лагерь — абсолютное зло. Это мир, где смерть перестала быть событием. Лагерный опыт неприменим нигде, кроме лагеря.

Этот взгляд отрицает концепцию лагеря А. Солженицына. Автор «Архипелага ГУЛАГа» полагает, что прошедшие лагеря — это люди, получившие особое, высокое причастие. Лагерь, изображенный в повести «Один день Ивана Денисовича», Шаламов называл санаторием.

С 1953 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вел рабочие тетради, разбор и публикация которых продолжается до сих пор.

В 1982 писатель насильно отправлен в интернат для психохроников, где вскоре простудился и умер.

Посмертные публикации Шаламова в годы «перестройки» и последующую эпоху не только ввели его имя в русскую литературу, но и показали подлинно классический масштаб его творчества.