В Нагорном Карабахе война. Армения и Азербайджан сообщают о сотнях погибших. Лавров и Путин по телефону «выражают озабоченность» и призывают «не допустить дальнейшей эскалации».
28 лет российская дипломатия пыталась изображать посредничество Москвы в мирном процессе, но, судя по происходящему, не смогла ничего добиться. Да, разумеется, в урегулировании также принимали участие Франция и США. Но от них Карабах очень далеко, а до нашей границы — каких-то 300 км.
Где же «влиятельная мировая держава», стремящаяся к «многополярности» и разделу мира на сферы влияния? Нет ее. В трагическом карабахском конфликте Россия демонстрирует полную беспомощность: делает общие заявления, просит о мире и находится в состоянии «обеспокоенности». И это при том, что Армения — член ОДКБ, где Россия главная во всех отношениях. Или ОДКБ нужна только для того, чтобы грозить безоружным гражданам Беларуси, выступающим против фальсификаций на выборах и произвола?
С другой стороны, странный «партнер» Путина по так называемой миротворческой миссии (а на самом деле по кровавому и бессмысленному участию в гражданской войне в Сирии) — Турция, тоже многолетний участник «урегулирования» конфликта в Нагорном Карабахе, — ведет себя крайне агрессивно и откровенно поддерживает Азербайджан. Но Кремль не хочет и не может ссориться с Анкарой и готов стерпеть от Эрдогана что угодно.
Перед Россией стоит конкретная цель: прекратить войну у своих границ и добиться реального диалога между конфликтующими сторонами. Это первоочередная задача для государства—регионального лидера. Однако чтобы вести себя как сверхдержава — кого-то с кем-то мирить и вообще участвовать в международных делах на равных с другими мировыми лидерами, — надо сначала сверхдержавой стать: соблюдать международное право, иметь экономику мирового уровня, обладать положительной репутацией… Ничего этого у путинской России нет. Все это предстоит создавать в России будущего. А пока Лаврову остается только выражать банальную озабоченность.