Ровно 30 лет назад провалился путч. Высокопоставленные кремлевские чиновники просчитались. В августе 1991-го эти высшие должностные лица советской номенклатуры своими странными действиями и заявлениями показали, что не понимают ни происходящего в стране, ни настроений людей, которые благодаря горбачевской перестройке уже успели ощутить преимущества свободы и категорически отказались расстаться с ней по приказу чиновников.
Нынешней российской власти, чтобы отнять у людей права и свободы, потребовались годы. И этот процесс все еще не завершен. Каждый день списки «иноагентов» (читай «врагов народа») пополняются новыми именами. Только что к «иноагентам» добавили телеканал «Дождь» и издание «Важные истории». Таким образом, в реестре СМИ-«иноагентов» уже 18 средств массовой информации и 25 физических лиц. Новые репрессивные законы пачками ждут своей очереди на подписание на столе президента. Число политзаключенных в современной России уже превысило число политзеков в брежневском СССР.
В конце 1980-х годов Михаил Горбачев предоставил советским гражданам, десятилетиями боявшимся открыть рот, возможность говорить то, что они думают, — свободно, не опасаясь тюрьмы, исключения из партии или увольнения с работы. И это было не просто свободой слова, не просто одной из демократических свобод, это было освобождением от страха. Критика власти без боязни репрессий, открытие запретных тем от белых пятен истории до проблемных слепых зон повседневной жизни советского общества — все это было как дождь, упавший на иссохшую почву. Страна, народ, общественное сознание стремились к свободе (по крайней мере, к свободе говорить, слушать, читать, обсуждать) и правде.
Именно это ГКЧП попытался отменить и запретить в один день. Но высокопоставленные путчисты выпали из времени и объективного хода исторического процесса. Они надеялись повернуть историю вспять. Конечно, ничего из этого не вышло и люди не подчинились. Однако своими безумными в прямом смысле действиями они показали полную и окончательную несостоятельность руководства СССР и обрекли страну на распад.
Современная российская политика, так же как и идеи ГКЧП тридцатилетней давности, не соответствует времени и смыслу исторического момента. Цензура, репрессии и международная изоляция — путь в противоположную сторону от развитой и успешной современной цивилизации. И рано или поздно эта попытка Путина развернуть страну вспять также потерпит поражение. Какова будет цена?