Всех убиенных помяни, Россия,
Егда приидеши во царствие Твое.

Иван Савин[1]

Большевистское государство просуществовало почти 75 лет — три поколения. Слишком много — для тех, кто родился, вырос или начал расти в СССР. Ничтожно мало с точки зрения истории: и чем больше времени проходит, тем более очевидным это становится.

ПЕРЕВОРОТ

Почему Советский Союз, претендовавший на открытие новой эры для всего человечества, так и не сыграл роль, на которую претендовал?

Потому что псевдогосударство Ленина – Сталина было основано на перевороте, лжи и массовых убийствах: сначала граждан России по сословно-социальному признаку, а затем — населения СССР, закрепощенного сталинской партийной верхушкой.

Большевистская власть, самоназвавшаяся «советской», родилась из государственного переворота, совершенного группой левых радикалов-экстремистов, которые для реализации своих целей использовали финансовую помощь Германии, стоявшей на пороге поражения в Первой мировой войне. Главный результат переворота — разрушение всего положительного опыта Российской государственности (от судов присяжных и органов местного самоуправления до институтов собственности, наследования, кредитно-финансовой системы и свободы печати), государственный терроризм, стратоцид, разгон Всероссийского Учредительного Собрания.

На всеобщих равных выборах, состоявшихся в ноябре 1917 года, 410 мандатов получили эсеры, 175 — большевики, кадеты — 16, меньшевики — 17. Если эти результаты рассматривать как голосование за доверие / недоверие к большевистскому Совнаркому, то это сокрушительный вотум недоверия.

Проиграв выборы, большевики разогнали легитимный орган народного представительства, разорвали преемственность с тысячелетней Россией, попытались создать на её месте суррогат государства – «земшарную Республику Советов» — и толкнули огромную страну в пропасть.

Исчез смысл более чем двухвекового государственного строительства в России, которое в конечном счете  было ориентировано на европейское культурно-политическое пространство, а с начала Великих реформ Александра II — на создание гражданского общества и строительства демократических институтов европейского типа. Исчез и смысл революции, который был в том, чтобы это движение ускорить.

Большевики перечеркнули и короткий, но важный путь, пройденный российским парламентаризмом, политическими и гражданскими институтами после октября 1905 года.

А политической альтернативы, способной обеспечить опору на общество, обеспечить взаимосвязь с ним и создать прочную основу легитимности, у них не было. Советы после большевистского переворота не функционировали как орган народного представительства, не были субъектом политики. Доморощенная альтернатива парламенту и парламентаризму оказалась мертворожденной.

Большевики построили тоталитарную систему с господством нового привилегированного класса — номенклатуры Коммунистической партии. До октября 1917 года Владимира Ленина еще можно было считать мыслителем, крайне левым политическим деятелем, революционером, не чуждавшимся никаких средств ради достижения поставленных целей. Но после переворота во имя удержания власти и мифического представления о будущем  он стал террористом, главой группировки, которая сделала терроризм, убийство ни в чем не повинных людей, насаждение безмерного страха, покорение и порабощение собственного народа —   основными инструментами политики.

Террор дополнялся тотальной ложью. Большевики три поколения лгали и принуждали к лицемерию весь народ.

В результате в 1991 году СССР никто не вышел защищать, включая пионеров, комсомольцев, членов КПСС и сотрудников КГБ. Люди не были сплошь настроены «антисоветски», но им опротивела бесконечная государственно-коммунистическая  ложь, а само государство было далеко от народа, не было продолжением общества, не служило ему и не отвечало его интересам.   Это все понимали.

ЦЕНА

Главным человеческим итогом существования СССР для нашего народа стали чудовищные демографические потери. За первые 35 лет большевистской власти (1917–1952) от войн, голода, репрессий, террора, в тюрьмах и лагерях погибли более 50 млн. человек, еще примерно 1,5 млн., включая цвет российской нации, оказались в вынужденной эмиграции.

Советская система растратила наш народ. На том, что тратила его бездумно и безжалостно, она и держалась несколько десятилетий, расплачиваясь огромной ценой за своё существование и преступления.

Вопреки этой большевистской власти, благодаря гению и самопожертвованию нашего народа  состоялись победа над нацизмом, запуск первого спутника, полёт в космос, музыка Шостаковича. Нелепо и постыдно воображать, что пребывание в лагерях, кутузках и «шарашках» способствовало раскрытию научного и творческого потенциала Королёва и Туполева, что Прокофьев черпал вдохновение в травле, а крестьяне и крестьянские дети, которые составляли основу армии, шли в бой не за свою Родину (большую и малую) и своих родных, а за колхозы, НКВД, ГУЛАГ, выселения и ссылки, партию и Сталина. Мы же знаем как после войны сталинское государство выкорчевывало победителей с их чувством свободы, желанием и решимостью изменить жизнь дома.

Дух и жизненные силы нашего народа были источниками его достижений, а большевистский режим уничтожал все, что хоть в малейшей степени могло бросить вызов его неограниченной  власти над миллионами людей и самой большой страной мира.

Большевики физически ликвидировали любую возможность политической, экономической, идеологической, нравственной альтернативы, при этом политика ликвидации касалась не только отдельных ярких личностей, но целых людских пластов — священников и верующих, крестьян, казаков  в сложнейших условиях сохранивших и развивавших свои хозяйства, предпринимателей, самостоятельно мыслящую интеллигенцию, офицеров русской армии. От большевизма пострадали целые народы – балкарцы, ингерманландцы, ингуши, калмыки, кабардинцы, крымские татары, чеченцы, поляки, финны …  Коммунисты безжалостно терроризировали народ для того, чтобы держать его в подчинении. Подчеркнём, будучи сквозным свойством системы, это происходило не только в период Гражданской войны и Большого террора, но и в дальнейшем. Демонстрация рабочих в Новочеркасске была расстреляна в июне 1962 года, в разгар «оттепели».

Коммунисты компенсировали системные провалы возможностью жертвовать миллионами людей. При этом уничтожались, калечились, выдавливались из страны лучшие люди — подлинный цвет нации. Эти потери невосполнимы.

Не распад СССР, а появление большевистской террористической власти на территории тысячелетней России — стало национальной и геополитической катастрофой, одной из главных трагедий  XX века.

НАСЛЕДНИКИ

Президент Владимир Путин, и его чиновники постоянно говорят об опасности государственных переворотов в современном мире. В выступлении на Генеральной ассамблее ООН в сентябре этого года, Сергей Лавров выдал отработанную формулу оценки происходящего в Украине: «внутриукраинский кризис, разразившийся в результате антиконституционного государственного переворота, совершенного ультрарадикалами». Между тем, именно страна, в которой Путин президент, а Лавров — министр, продолжают опираться и ориентироваться на государство, основанное как раз на таком перевороте — кровавом и однопартийном. Они — настоящие современные наследники большевиков (см. «Большой террор и современный большевизм»), они хотят, чтобы нынешняя Россия играла геополитическую роль сталинско-брежневского СССР, мечтают о «Новой Ялте», то есть о разделе мира «на троих» с США и Китаем, уничтожают внутриполитическую альтернативу.

Однако их попытки искусственно придумать место страны в современном мире, всё время глядя назад — свидетельство глубокого мировоззренческого кризиса.

Большевистское государство начала ХХ в., эксплуатировало стремление вперёд, в будущее, к социальному прогрессу. Речь не о коммунистической утопии, а о построении рационального, нового, справедливого человеческого общества, с правилами жизни до тех пор невиданными, но уже артикулированными европейской философией, европейской гуманистической мыслью.

Русская литература XIX века в её лучших образцах, которые я считаю и вершинами отечественной философии (как мироосмысления и миропонимания), тоже обращалась к идеалам нравственности, справедливости, защиты «униженных и оскорблённых», социального равенства и сотрудничества.

У всей Европы и России как её части, столетие назад был большой соблазн поверить в возможность прорыва вперед, своего рода «короткого замыкания» социального прогресса. Таким многим виделся ответ на нараставшие проблемы, порожденные распространением рыночной экономики и научно-технических достижений, те проблемы, которые сконцентрировались в европейской катастрофе Первой мировой (Великой) войны. Именно эта война, несмотря на мужество и героизм её доблестных участников, включая солдат и офицеров русской армии, обескровила всю Европу, и стала политическим пьедесталом для Ленина, Троцкого и Сталина , а вскоре и  Гитлера.

Не сам советский эксперимент, но проекция «желаемого будущего свободы и справедливости» и после 1917 года вдохновляла поэтов, писателей, художников. Люди верили и вопреки очевидности надеялись, потому что очень хотели светлого будущего. За слепую надежду и веру в обман люди России заплатили колоссальную, страшную цену.

Сегодня у кремлевских «идеологов» образа будущего нет вообще. Они не могут никого увлечь — ни тех, кто ориентирован на Европу, ни почвенников, ни либералов, ни консерваторов, ни прогрессистов, ни традиционалистов. Исключение из российской традиции опыта развития по европейскому пути, оставляет от неё ошмётки, складывающиеся во что-то неопределённо фундаменталистское.

Но фундаментализм в современном мире – это ИГИЛ. Неуклюжие попытки поиграть во что-то подобное некоторых наших соотечественников, вызывают только оторопь и недоумение.

Вместо осмысленного взгляда вперед — паническая боязнь будущего и практический разворот назад, в прошлое, в «again policy». Кремль пытается теперь уже не «возглавить исторический процесс», утверждая, что «мы впереди планеты всей», а развернуть назад или как минимум затормозить ход мировой истории, что неизбежно отбрасывает Россию на обочину развития.

Безусловно, «поворот назад» не только наша проблема. Отсутствие адекватного ответа на «вызовы будущего», в частности, связанные с Четвёртой промышленной революцией, желание снова обрести нечто «великое», без понимания, когда и что, собственно, таковым было, — глобальный тренд.

Однако в наших условиях разворот принимает фантасмагорические очертания. Трудно представить, что 100 лет назад кто-нибудь в России говорил бы всерьёз на общественно-политическом уровне о том, что крепостное право было благом или призывал строить семью, ориентируясь на Домострой.

Да и сейчас этим никак невозможно заинтересовать людей, обозначить на такой основе реальную, достижимую перспективу, ради которой хотелось бы работать, жить и чем-то жертвовать. Вот и превращаются поиски «национальной идеи» в кормушку для мошенников и проходимцев. А поэтического вдохновения хватает только на прохановское  «”Панцирь”, танк, ракетовоз / Впереди Иисус Христос».

ПЕРСПЕКТИВА

Те, кто держится за власть сегодняшней России, вообще отказываются что-либо понимать, признавать, анализировать. Они, кляня «антироссийскую» политику победившего Трампа, радуются победам правых радикалов в Европе, ведя войну с исламистами в Сирии, с большими надеждами принимают короля Саудовской Аравии, предупреждая мир об опасности государственных переворотов, оправдывают большевиков и всё пытаются гальванизировать СССР с его врождёнными пороками, несовместимыми с жизнью.

Все это вместо того, чтобы задействовать огромный ресурс будущего, который безусловно и вне всякого сомнения у нашей страны есть! Россия обладает творческим, интеллектуальным и даже экономическим потенциалом для того, чтобы и в сложных конкурентных условиях современного мира заработать в нём достойное место. Более того, мы могли бы обратить в свою пользу сложные моменты глобального развития (см. «Потеря будущего»).

Активация и реализация жизненного и творческого потенциала нации возможна через такие проекты как «Дома-земля-дороги», через равенство возможностей, равенство перед законом, четкие нравственные ориентиры во всех сферах жизни и прежде всего — в государственном управлении и политике, а главное — через преодоление большевизма и полный разрыв со сталинизмом.

В нашем раздробленном, атомизированом обществе огромный запрос на уважение к себе и стране, и в первую очередь — на самоуважение.

Сегодня нам нужна не советская великодержавность и «крымнаш», но мощная альтернатива, которая будет не красивой оберткой старых мифов, а действительно удовлетворит  запрос на реальный образ будущего  и уверенность  в нем в соответствии с реалиями XXI века.

Масштабный, захватывающий, способный претендовать на общественное внимание и при этом реальный проект только один — восстановление связи с тысячелетней Россией, с Европой и историей, естественный ход которой был прерван кровавым большевистским переворотом.

 

Григорий Явлинский,
кандидат в президенты Российской Федерации,
25 октября / 7 ноября 2017 года,
100-летие Октябрьского переворота и начала антибольшевистского сопротивления

 


[1] Иван Савин (1899 — 1927)  русский поэт, писатель, журналист. Талант Ивана Савина высоко ценили Бунин и Куприн. Бунин в газете «Возрождение» написал: «После долгой и тяжелой болезни скончался в Гельсингфорсе молодой поэт и молодой воин — Иван Савин… То, что он оставил после себя, навсегда обеспечило ему незабвенную страницу в русской литературе; во-первых, по причине полной своеобразности стихов и их пафоса; во-вторых, по той красоте и силе, которыми звучит их общий тон, некоторые же вещи и строфы — особенно».

С началом Гражданской войны вся семья Савиных выступила против большевистского переворота и почти вся была истреблена. Две  сестры Ивана Савина умерли от лишений и голода. Два старших брата, михайловские артиллеристы, были расстреляны в Крыму, в Симферополе в ноябре 1920 года. Младший брат Николай в возрасте 15-ти лет погиб в бою, сражаясь в рядах синих гусаров. Брат Борис был зарублен под Каховкой. Иван, окончив в 1919 году Зеньковскую мужскую правительственную гимназию, вступил в Добровольческую армию. Служил в 3-м и 2-м кавалерийских полках, в Крыму — в 3-м сводно-кавалерийском полку и в эскадроне 12-го уланского белгородского полка. В ноябре 1920 года, когда Красная армия заняла Крым, Савин находился в лазарете, больной тифом, попал в плен к красным и чудом избежал расстрела, испытав издевательства, голод и холод (все это он потом описал в автобиографической повести «Плен»). Пройдя через тюрьмы и отделы ЧК, в 1921 году Савину случайно  удалось выбраться и добраться до Финляндии.