Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский в интервью DW поделился своим мнением о внутреннней и внешней политике российских властей, об аннексии Крыма и ситуации на Украине.
DW: В чем причина дальнейшего ужесточения внутренней политики Кремля и усиления его внешнеполитической экспансии?
Григорий Явлинский: Это соответствует тому курсу, которым следует Россия в период третьего или, если угодно, четвертого президентского срока Владимира Путина. Смысл этого курса в том, что он — антиевропейский, ориентированный на создание изолированного государства, живущего по каким-то собственным правилам, которые не соответствуют ни международному праву, ни основам европейской цивилизации, выработанным после Второй мировой войны. Но самое главное, этот курс абсолютно не соответствует российской конституции.
Это — попытка создать политическую автаркию, то есть государство, которое само удовлетворяет свои нужды, само собой довольно, и никто ему больше не нужен. Но оторванность России от современного мирового развития будет стоить стране и народу очень дорого.
— Соответствует ли этому курсу аннексия Крыма?
— Да, конечно! Эта аннексия выражает тенденцию развития этой «особой», антиевропейской России. Согласно этой тенденции, не надо развивать территории, которые есть, а надо захватывать новые территории и тратить на это все большие деньги. Такова логика 18-го века. Правда, в то время захватывая новые территории, с них брали налоги. А здесь все наоборот — деньги будут вкладываться во вновь захваченные территории. И то я думаю, что и это скоро прекратится. Вся эта логика направлена на построение так называемого «третьего пути». Но, строители «третьего пути» забыли, что он ведет в «третий мир».
А со временем он приведет и к развалу России. Это не произойдет через день или через год. Самые тяжелые последствия будут ощущаться через пять-шесть лет. Поэтому уже сейчас нужно думать о том, что антиевропейское развитие России противоречит всем современным реалиям. И расплата за это будет тяжелой.
— Некоторые эксперты утверждают, что российская экономика находится на пороге спада. В этой связи можно ли считать, что эскалация, провоцируемая российскими властями на юго-востоке Украины, является маневром, призванным отвлечь население собственной страны от надвигающегося экономического кризиса?
— Я считаю, что это не более чем политологические спекуляции. Потому что если в России всерьез начнет падать уровень жизни, население не отвлечет даже предложение Рогозина закрепиться на Луне. Это два не связанных между собой процесса. У российской экономики есть очень большие проблемы институционального характера. Руководство России эти проблемы не видит, не понимает и решать их не хочет.
Что же касается событий, связанных с Украиной, то двуличная и двусмысленная политика, которая сейчас реализуется Россией в отношении юго-восточных регионов соседней страны, совершенно очевидна. Поскольку Россия проводит информационную политику, направленную на создание все большего хаоса на юго-востоке Украины, и эта политика противоречит интересам и жителей этих регионов, и Украины в целом, а в конечном счете противоречит и интересам самой России.
— Россия настаивает на федерализации Украины. Если Киев пойдет на уступки, как это отразится на ситуации в стране?
— Все зависит от того, что под этим подразумевается. Потому что, вообще говоря, федерализация — это большие экономические права, в том числе в отношении налогов и отчислений в федеральный бюджет. То есть это все то, чего не делает Россия сама для себя. контекст
Если на Украине будет экономическая федерация, то, в принципе, от этого может быть польза. А если речь идет о том, чтобы регионы накладывали вето на какие-то внешне- и внутриполитические решения, то это не федерация, а нечто, направленное на дальнейший развал страны.
Но самое главное не в этом. Вопросами федерализации на востоке Украины интересуются менее 10 процентов жителей. Примерно 12 процентов интересуются проблемами языка. На самом деле мне кажется, что эти люди прежде всего заинтересованы в том, чтобы не было бандитизма. Этих людей интересует экономическая перспектива и возможности свободной торговли. Вот о чем нужно вести диалог, а вовсе не о каких-то российских химерах, вроде предложений по федерализации.
Что же касается неопознанных группировок вооруженных людей, то это вопрос правоохранительных органов. Только не надо из них создавать борцов за какие-то «Донецкие республики» или «Луганские империи»! Это не нужно никому.