В Белоруссии задержаны 33 гражданина России. Имена и фамилии известны. Многих уже опознали как воевавших на Донбассе. Но российские официальные лица сутки не могли объяснить, что делали на территории иностранного государства три десятка одетых в стиле милитари мужчин с российскими паспортами. Что такое ЧВК «Вагнер», в Кремле тоже не знают, а Песков вообще говорит, что в России нет никаких частных военных компаний. Вчера к ночи в российском МИДе сообразили, что «указанная группа», оказывается, следовала транзитом через Минск в Стамбул, но опоздала на рейс. А сегодня Совет безопасности России во главе с Путиным выразил надежду на скорое освобождение «путешественников».
Это, видимо, такой новый вид туризма — «милитари-стайл». Из Стамбула можно улететь и в Ливию, и в Судан. Там сейчас как раз самый разгар туристического сезона, можно осмотреть какой-нибудь собор типа Солсберийского. Ну или поохранять «энергетические объекты», как сказал посол России в Белоруссии. А еще, наверное, можно сдать допинг-пробы для будущих Олимпиад.
Нашивка с надписью «Наш бизнес смерть и бизнес идет хорошо» (перевод названия песни американской группы Megadeth «Killing Is My Business… And Business Is Good»)/ Телеканал «Беларусь-1»
* * *
Такое уже было в Чечне в 1994 году. Это же происходит сейчас на Донбассе, в Ливии. Государство то пытается отказаться от своих граждан, от своих солдат, то лжет напропалую, выдумывая всякие небылицы.
Конечно, все знают, что бойцы частных военных компаний проходят подготовку на территории баз вооруженных сил РФ, регулярно и многократно пересекают государственные границы различных стран, получают воинские награды в Кремле, то есть являются, по существу, неформальными спецподразделениями российских силовых ведомств.
В Кремле, как обычно в таких случаях, об этом говорить не хотят. Оно и понятно: деятельность ЧВК запрещена российским законодательством. Вот только эти незаконные вооруженные формирования может использовать кто угодно (при наличии денег и склонности к авантюрам) и в каких угодно целях как за границей, так и внутри страны.
Нет сомнений, что юридический вакуум и путаница вокруг частных военных компаний поддерживаются намеренно, для удобства ведения так называемых гибридных операций и войн, чтобы снять с государства ответственность — как за действия служащих ЧВК, так и за их судьбу, будь то гибель или попадание в плен.
В феврале 2018 года в связи с массовой гибелью российских граждан в Сирии я обращался к Владимиру Путину с требованием прояснить ситуацию и найти ответственных. Ответом стали тайно переправляемые в Россию цинковые гробы, новые безымянные могилы, раскиданные по всей стране, и задержанные теперь в Белоруссии россияне, которых обвиняют в терроризме. Об этом статья «Гибридная опасность», опубликованная два года назад.
Ну а что касается конкретной ситуации в Минске, то при таких масштабах государственной лжи в России задержанные могут быть кем угодно — как наемниками, следующими в Турцию и почему-то опоздавшими на рейс, так и провокаторами, направленными накануне президентских выборов в Белоруссию, чтобы там что-то «заквасить». Вне зависимости от того, действует ли Лукашенко по договоренности с Кремлем или нет, эти стороны в конечном счете договорятся. А в проигрыше останутся люди.
Прямая причастность государства к созданию и использованию незаконных вооруженных формирований, неформальное сращивание российских государственных и негосударственных силовых структур — прямая угроза безопасности граждан нашей страны.