Ведущий: А тут еще в минувшую субботу руководители «Яблока» заявили, что намерены добиваться отставки правительства. Для справки. По Конституции России Госдума вправе вынести вотум недоверия Правительству простым большинством в 226 голосов. Кстати за всю историю Госдумы сделать этого не удалось ни разу. А для того, чтобы просто поставить вопрос о недоверии Правительству на повестку дня нужно заручиться поддержкой одной пятой части депутатского корпуса, то есть надо как минимум 90 голосов. У «Яблока» в Думе 17 депутатов. На что они рассчитывают? Сегодня у нас в прямом эфире лидер партии и фракции «Яблоко» Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич, как вы собираетесь действовать? Где вы возьмете недостающие голоса?

Явлинский: С праздником.

Ведущий: И вас также.

Явлинский: Евгений Алексеевич, день сегодня такой. Как вы, наверное, заметили, в последнее время буквально все фракции Госдумы в достаточно определенной форме критиковали правительство. Даже «Единство». Даже лидер «Единства» министр внутренних дел критиковал собственное правительство. Не говоря уже о других фракциях. А вопрос, который мы поставили, прежде всего, предполагает внесение в повестку дня обсуждение работы правительства за последние 3 года. Ведь кроме всего того, о чем вы сейчас говорили, есть еще одно обстоятельство, 3 года исполнилось Правительству. Нам представляется важным с учетом того, что до сих пор президент не может получить послание, с учетом всего того, что происходит в стране. А в стране ситуация, люди ее ощущают очень неблагоприятной, и об этом тоже должно было бы знать Правительство. Это ситуация с преступностью и школы горят, пожары возникают. И вот уже сейчас пожары начались лесные, а правительство принимает целый ряд решений, которые далеки от интересов людей или непонятны им и вообще демонстрирует полное безразличие ко всему тому, что происходит в стане, где оно является правительством. Нам представляется, что в этих условиях время подошло, и это собственно не только нам представляется. Мы приняли это решение, не только исходя из собственных представлений, но во многом потому, что 35 регионов которые представлены на бюро «Яблока» в центральном органе все вместе и без всякого исключения настаивали на том, что настало время спросить с Правительства. Почему оно такое беспомощное? Почему оно не решает стратегических вопросов? Сколько будет продолжаться грызня в правительстве? Почему такое безразличие ко всему что происходит? Вот этот набор вопросов, я думаю, заинтересует значительное число депутатов. И я не думаю, что это будет большой проблемой поставить вопрос на обсуждение, насколько Правительство справляется со своими обязанностями.

Ведущий: Угу. Ну, вот, например, Геннадий Зюганов высказался в том смысле, что надо ставить вопрос о вотуме недоверия Правительству только в том случае если знаешь, что такой ход может привести к каким-то реальным результатам. А, мол, если не собрать вот этого большинства необходимого для объявления вотума недоверия или даже тех 90 голосов, которые нужны для того, чтобы включить вопрос в повестку дня то и затевать нечего.

Явлинский: Ну, собственно говоря.

Ведущий: Вы с этим не согласны?

Явлинский: Это вопрос на совести Зюганова, что он собирается с этим делать. Но мы полагаем, что это внятная оценка деятельности правительства. Мы очень долго пытались убеждать Правительство. В частности по реформам в экономической сфере, скажем, по налогам, по малому и среднему предпринимательству, по реформам в области ЖКХ и РАО «ЕЭС». Но Правительство абсолютно невменяемое. Оно проталкивает и протаскивает решения, которые вряд ли можно назвать профессиональными. Кроме того, я еще раз подчеркну, все стратегические вопросы отложены и совершенно профессионально не подготовлены. Поэтому дать оценку Правительству, мы считаем важным и это тот способ, который предусматривает закон и Конституция. Но я хотел бы дополнить. Вопрос об отставке правительства это не только вопрос 226 депутатов Госдумы, это еще возможно и вопрос одного человека, который может один решить судьбу своего собственного правительства.

Ведущий: Но для этого не требуется вотума недоверия Госдумы.

Явлинский: Правда. Но для этого очень важно обсуждение работы правительства. Это ведь не личный вопрос. Это не вопрос мой Касьянову или к Кудрину или к Грефу или к министру обороны, который вновь отказался проводить военную реформу, или к министру внутренних дел, который не только не может защитить безопасность депутатов, но даже не считает нужным принести соболезнования от имени Правительства. И потом то, что происходит в Думе, скажем, когда Правительство туда приходит, пытается объясниться по этому вопросу это больше похоже на фарс. То есть это не вопросы к отдельным членам Правительства и не личные отношения. Это совсем другой вопрос. Вопрос гораздо шире. О том, что собирается делать правительство в России. И это хорошо бы обсудить перед посланием президента.

Ведущий: Но, тем не менее, вас критикуют. Раздаются голоса, что вот с таким количеством депутатских мандатов, которые есть у «Яблока», вы можете хоть каждый день по утрам объявлять войну Англии и ничего из этого не выйдет. Говорят, что ваша инициатива чисто предвыборный ход. Вы считаете, что в таких обвинениях нет логики?

Явлинский: Ну, я думаю, что Правительство всегда должно себя защищать. Вот оно защищает себя как умеет. Что же касается предвыборного хода, то вся жизнь политика это разговор с его избирателями. Для меня очень важно:

Ведущий: То есть вы не станете отрицать, что своими заявлениями критическими в адрес Правительства, даже постановкой вопроса о возможной его отставке вы рассчитываете привлечь на свою сторону часть протестового электората?

Явлинский: Я отметил бы 2 момента здесь. Отставка Правительства не является программной целью «Яблока». Мы не считаем, что отставка Правительства это программная цель нашей избирательной компании. Мы просто видим отношение Правительства к тому, что происходит в стране, возмущены этим и не согласны с этим.

Ведущий: А вы готовы были бы принять участие в работе нового Правительства, если бы это ушло в отставку?

Явлинский: Да мы готовы рассматривать этот вопрос. Да, потому что мы считаем, что перед страной стоят достаточно сложные задачи, а наше представительство в Думе не позволяет нам рассчитывать на то, что мы могли бы сформировать правительство в целом. Но участвовать в таком Правительстве с точки зрения самых серьезных задач и перспективных задач, безусловно, да. А что касается предвыборности:

Ведущий: Как член фракции «Яблоко» вы согласились бы взять ответственность за какие-то министерские портфели?

Явлинский: Это мы много раз говорили и готовы повторить это неоднократно.

Ведущий: Но ситуация меняется, поэтому я вас спрашиваю, в нынешней ситуации.

Явлинский: Совершенно правильно. Все политические силы, потому и являются политическими, что они, если это серьезные политические силы, что они готовы взять ответственность за решение наиболее ключевых задач.

Ведущий: Ну, а вы лично?

Явлинский: В том числе и я.

Ведущий: То есть если вам предложат, скажем, пост вице-премьера, вы согласитесь?

Явлинский: Я буду обсуждать этот вопрос, наверное, с тем, кто будет предлагать. Наверное, это будет президент.

Ведущий: А у вас не было никаких предварительных консультаций на эту тему?

Явлинский Григорий: Нет, я не обсуждал с президентом этот вопрос.

Ведущий: И ни с кем не обсуждали?

Явлинский Григорий: И не обсуждал этот вопрос ни с кем, кроме членов нашей партии, нашего бюро.

Ведущий: ну а вот скажите, вот недавно вы сами об этом упомянули, руководители партии «Единая Россия» на своем съезде буквально громили правительство и его председателя Михаила Касьянова. А может быть, вы рассчитываете, если дойдет до обсуждения вашего предложения, единороссы не согласятся, не будут до конца последовательными пойдут на попятную, тем самым вы их подтолкнете к тому, чтобы расписаться в своем лукавстве. Нет у вас такой задумки?

Явлинский Григорий: Ну это же очень просто, или они поддержат слушания правительства с отчетом об их работе, или они откажутся от этого. И тогда они какое время не смогут изображать, что они критикуют правительство. Это касается и других фракций, и коммунистов, и всех остальных.

Ведущий: То есть вы в любом случае от этого выигрываете.

Явлинский Григорий: Я просто хочу сказать, что мы не играем. Для нас этот вопрос действительно серьезный, как и для вас, как и для всей страны. Это не вопрос игры. Здесь нет специальной особой интриги.

Ведущий: Да, но вы же занимаетесь политикой? Я не говорю, что политика игра, но в политике можно набирать очки и терять очки.

Явлинский Григорий: Да, в политике лучше не делать ошибок. Я вот, например, сожалею, что мы обсуждали вот в канун Пасхи. Вот это, наверное, с нашей стороны ошибка, что мы проводим партийные мероприятия в такие дни. Вот это, правда, а что касается содержания вопроса, то у меня здесь нет никакого сомнения. Ведь мы сегодня оказываемся в ситуации, когда вообще ни по одному вопросу нет отчета правительства, ни перед думой, ни перед страной, ни перед кем. Ни по линии министерства обороны, ни министерства внутренних дел, ни министерства иностранных дел. Я бы хотел сказать, что и по этому блоку все далеко не благополучно.

Ведущий: Подождите Григорий Алексеевич, а вы здесь не лукавите? Министерство иностранных дел, обороны, ряд других министерств они же что называется со звездочкой. Они же указаны как министерства, которые подчиняются де-факто президенту.

Явлинский Григорий: Я здесь не лукавлю. Здесь не до лукавства.

Ведущий: А что с Касьянова спрашивать за работу вот этих организаций.

Явлинский Григорий: А вот вы знаете, что надоела вот эта бессмыслица. Самых главных ключевых министров ничего не возможно спросить. Премьер-министр наш это такой полуглавный экономист, полуглавный бухгалтер. Где правительство, с которого можно спросить, что происходит? Где правительство, которому можно рекомендовать что-то? Где правительство, с которым можно вести диалог? Где правительство, которому можно даже помогать? Ведь это даже устройство такое, которое ведет к полной безответственности и к полной неспособность ничего делать, что мы с вами сегодня наблюдаем. Главная особенность правительства его полная неспособность решить хотя бы какие-то вопросы.

Ведущий: Подождите, допустим, вот хотя бы военная реформа, то, что вы говорили или скажем вопросы борьбы с преступностью. За это отвечает Грызлов, человек который назначен президентом. Ему подчиняется. Это систему, наверное, надо менять. Как же с Касьянова спрашивать за какие-то провалы, если они есть у Грызлова в работе МВД.

Явлинский Григорий: Сегодня ставить вопрос о смене системы не является своевременным. А с моей точки зрения ответственность несет премьер-министр, так как написано в конституции. Я предпочитаю действовать по закону и по конституции. По закону и по конституции все эти министры члены правительства РФ. Как у них распределены полномочия это другой вопрос. Пускай Касьянов идет к президенту и спрашивает у президента, как ему действовать, когда с него спрашивают, что остановились все решения в области, там скажем реформы армейской, военной. Это очень серьезная вещь. Сокращение армии не производится, не переходит армия на профессиональную деятельность. Придумали какие-то 6 месяцев, теперь ясно, что все это бессмыслица. А вопрос о профессиональной армии вообще отодвинули. А это уже не вопрос желания или нежелания. В МВД сам министр ставит вопрос о полной коррумпированности, о связи огромного числа чиновников МВД с организованной преступность. А вопрос этот нигде не слушается, никем не рассматривается, и ни с кого спросить невозможно. В конце концов, правительство работает так, как оно работает, потому что с него никто ничего не может спросить. Вот я и хотел бы, выступая в Госдуме, спросить своих коллег, мы вообще обсуждать правительство будем? Вот скоро выборы очень правильно, что выборы. Вот давайте мы обсудим вопрос об отставке или не отставке, это следующий вопрос. Ну давайте сначала спросим у правительства, зададим вполне внятные вопросы, что с оперативным управлением хозяйством. Зимой у нас замерзают квартиры, летом и весной у нас лесные пожары. С кого нам спрашивать, и с кем нам об этом разговаривать.

Ведущий: Скажите, я вас правильно понял или нет, вы в некой мягкой форме хотите поставить вопрос. Не сразу там голову с плеч долой, не сразу вотум недоверия, а вы хотите сначала поставить вопрос о том, чтобы заслушать отчет правительства?

Явлинский Григорий: Такой возможности нет. И мы не собираемся ставить вопрос, как говорит один наш коллега, мягко, но жестко. Мы собираемся вопрос поставить ясно и внятно. Мы собираем 90 подписей, мы вносим вопрос о недоверии. Мы требуем отчета правительства, мы требуем обсуждения этого вопроса. Вот такая у нас позиция.

Ведущий: Ну, хорошо, а президент несет ответственность за провалы и недоработки правительства?

Явлинский Григорий: Полную. Полную ответственность несет президент.

Ведущий: А вам не кажется, что при той постановке вопроса, которую вы сейчас сформулировали, вы вольно или невольно уводите его из под огня критики, концентрируя все внимание на кабинете Касьянова.

Явлинский Григорий: Нет. Потому что я спрашиваю всех, кто по конституции и по закону уполномочен отвечать на этот вопросы. Они обязаны ответить на эти вопросы. Назначил их президент. Президент несет ответственность за правительство, которое он создал в стране. Госдума обязана спросить с этого правительства, а потом уже, встречаясь с президентом, можно будем внятно повторить свою позицию. Вот мы, например, еще раз расскажем нашу позицию президенту.

Ведущий: Ну и последний вопрос, то с чего мы начали. Соберете вы 90 подписей?

Явлинский Григорий: Думаю, что это не будет большой проблемой. Мне кажется, что в Думе есть достаточно людей, которые готовы обсуждать не отдельные поправки, и отдельные законы, а готовы обсуждать проблемы в целом.

Ведущий: Ну, технически по срокам, когда это может состояться?

Явлинский Григорий: Мы начнем сбор подписей сразу после возвращения к работе. Это будет после 12 числа и думаю, что до конца мая будет ясный ответ, какую поддержку в Госдуме имеет правительство. Какие фракции выступают за ту политику, которую проводит правительство, или за ее отсутствие всякой политики. И те, кто готовы обсуждать и ставить вопрос о недоверии правительству

Ведущий: Спасибо, Григорий Алексеевич, за ваши ответы. В студии «Итогов» был Григорий Явлинский, лидер «Яблока», которое в субботу объявило о намерении начать добиваться вынесения вотума недоверия правительству.