Официальный ввод российских войск на территорию Украины — в регионы так называемых ДНР и ЛНР — теперь уже является и формальным нарушением территориальной целостности соседнего государства, и формой оккупации. Этим решением руководство России признало фактический захват части территорий Донецкой и Луганской областей Украины в 2014 году. Теперь это заявлено открыто и демонстративно. Признание независимости этих сепаратистских регионов, конечно, вопиющее нарушение всех норм международного права и обязательств России. 

Заседание Совета безопасности РФ. 21 февраля 2022 года. Москва, Кремль // Пресс-служба Кремля

Кроме того, это чрезвычайно знаковое событие убедительно констатирует и полный провал политики Кремля в отношении Украины на протяжении последних восьми лет. В 2014 году именно позиция и действия России стали ключевым фактором развязывания кровопролитной войны на востоке Украины. Война была инициирована с территории России при активном участии российских граждан, при политической, материальной и военной поддержке российских властей. Все это знают. Зачем это делалось?

Замысел Кремля был в том, чтобы заставить Киев официально признать особый государственный статус захваченных Россией регионов. Статус той или иной формы автономии с особыми правами, присвоенный полностью управляемым Москвой ДНР и ЛНР, должен был позволить этим субъектам накладывать вето на любые решения руководства и парламента Украины. Прежде всего это сделало бы невозможным сближение Украины с ЕС и НАТО. Иначе говоря, путем захвата территорий и использования сепаратистских настроений в Донбассе Кремль стремился реализовать в отношении Украины советскую концепцию ограниченного суверенитета. В этом и заключались, помимо моратория на боевые действия, так называемые Минские соглашения. Признание независимости сепаратистских регионов и ввод туда войск ставит жирный крест на плане Москвы использовать ДНР и ЛНР для подчинения Украины. 

Надежды российского руководства на выдуманный провокаторами-геополитиками проект «Малороссия» также ни в какой мере не оправдались. Ни в одной из юго-восточных и восточных областей Украины, не подконтрольных сепаратистам, у людей не возникло значимого желания двинуться в сторону России и превратить свою жизнь во что-то похожее на жизнь жителей Донбасса.  

Военные действия в Донбассе. 2014 год

Еще одним элементом кремлевского плана был Крым. Однако с 2014 года почти никто в мире не согласился с аннексией полуострова. Этого уже и не произойдет, что признал вчера и Владимир Путин в своем обращении, а следовательно, Россия так и останется страной с непризнанными границами.

Таким образом, по всем трем пунктам (влияние на Киев через ДНР и ЛНР, проект «Малороссия» и мировое признание российского поглощения Крыма) «украинская программа» Кремля оказалась нежизнеспособна.


В ходе практической реализации этих проектов судьбы миллионов людей на востоке Украины были принесены в жертву. Политика Москвы стала причиной страданий людей, разрушения их жизни и теперь отсутствия у них всяческой перспективы. 14 тысяч погибших, сотни тысяч беженцев со сломанными судьбами, разгром значительной части экономики Донбасса — вот цена тупиковой политической линии России. 

Повторю, озвученное 21 февраля 2022 года президентом России решение о признании независимости ДНР и ЛНР означает полный провал всего политического проекта, который он пытался осуществить с 2014 года. Путин предполагал, что Донецк и Луганск под руководством Кремля будут политически душить Киев. Но получилось так, что сепаратистские регионы фактически оказались на экономическом, финансовом и военном балансе России — все расходы на поддержание жизни в Донбассе с сегодняшнего дня и на неопределенное время ложатся на нашу экономику, на российских налогоплательщиков. 

Признание независимости ДНР и ЛНР противоречит национальным интересам России и создает дополнительные серьезные угрозы безопасности российских граждан. Ввод в Донбасс российских войск неизбежно будет оценен во всем мире как вторжение России на территорию Украины со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом можно смело утверждать, что ни одной проблемы — человеческой или политической — это не решит, не сделает жизнь людей в этих регионах более безопасной, не откроет перед ними перспектив.

Военные действия в Донбассе. 2014 год



Угрозы безопасности России, которыми Путин обосновывал постановку вопроса на вчерашнем заседании Совбеза РФ, — это сугубо личные впечатления президента, отчасти порожденные очевидным для него провалом собственного политического курса в отношении Украины.

Сегодня прямая и явная угроза национальной безопасности России не НАТО, а последствия решения, объявленного Путиным 21 февраля 2022 года.

Так же как и восемь лет назад, вчера был сделан шаг, не имеющий ни малейшего отношения к реальной оценке ситуации и интересам граждан страны, шаг, который можно объяснить лишь особенностями личности, любительскими представлениями об истории и непониманием смысла настоящего времени.

Еще летом прошлого года я отмечал, что в своей статье-доктрине от 12 июля Путин фактически отверг государственность Украины. И это было, по сути, обоснованием права России на территории соседа и на войну. Теперь эти выкладки Путин дополнил новыми «аргументами» в виде подробного описания внезапного ядерного удара по России с территории вступившей в НАТО и разработавшей собственное ядерное оружие Украины. Кстати говоря, Путин вновь приравнял распад СССР к потере исторической императорской России, а это недвусмысленный сигнал всем постсоветским государствам. 

В XXI веке попытки построения в такой стране, как Россия, командно-авторитарной системы с имперской внешней политикой — а именно об этом вчера подробно говорил президент Путин — разрушат наше государство и лишат людей будущего.