На основе доклада на заседании Федерального политического комитета партии «Яблоко», 20 октября 2022 г.  

 

О войне и мире, о будущем России, а также о роли политической партии в условиях военных действий, ведущих к распаду страны

Сегодня многие пытаются сравнивать происходящее в Украине с событиями прошлого века, часто со Второй мировой войной. Однако это в корне неправильное и неуместное сравнение. За восемь десятилетий мир изменился, и в XXI веке война за территории никогда не выявит победителя. Такой конфликт будет бесконечным. Германия и Франция воевали за Эльзас и Лотарингию 150 лет, до тех пор пока не был создан Европейский Союз, который положил конец всем войнам в Европе. В войне за территории нет победителей, есть только проигравшие. Так же как нет и не может быть победителей в ядерной войне, в которую в любой момент может перерасти сегодняшнее столкновение путинской России с западным миром. Как мы уже поняли, российская специальная военная операция против Украины — это только предпосылка к глобальному конфликту.

Траншеи вдоль дороги, вырытые российскими военными в районе Чернобыльской атомной электростанции. Украина, 7 апреля 2022 года // REUTERS/ Gleb Garanich



Итак, 24 февраля 2022 года Россия напала на Украину. Больше восьми месяцев на глазах у всего мира разворачивается страшная трагедия, гибнут десятки тысяч людей — мирные граждане, военные. Послевоенная Европа не видела трагедий такого масштаба. Происходящему сегодня в Украине нет никаких оправданий, никаких разумных объяснений. Все транслируемые Кремлем и ретранслируемые российской пропагандой идеи о каком-то особенном суверенитете, о многополярном мире, об исходящих из Украины угрозах России, о каком-то радикальном национализме и преследованиях русскоязычных граждан в Украине — все это не соответствует действительности. Точка. Это политическая оценка ситуации партией «Яблоко». 

Причины случившегося — в системе, которая строилась в России на протяжении последних трех десятилетий. Причины — в реформах 1990-х, которые создали систему, где полностью отсутствует независимый бизнес, а следовательно, и любые другие независимые структуры: суд, политические партии, парламент, пресса. Причины — в формировании таким образом корпоративно-олигархической системы. Причины — в отказе от государственной и общественной оценки сталинизма, что, по сути, позволило возглавить эту систему неосталинистским и необольшевистским силам.

За последние 30 лет партия «Яблоко» 11 раз предлагала выход из этого положения, поворот в другую сторону — восемь раз на думских и трижды на президентских выборах. Все эти годы мы говорили о невозможности войны. Мы были против обеих чеченских войн во второй половине 1990-х и в начале 2000-х. C 2014 года мы выступали против войны в Украине. Если бы хоть однажды за нас проголосовало 10-15 миллионов человек, то удалось бы совершить поворот в политике российского государства. Но этого не случилось, поворота не произошло — мы пришли к 24 февраля 2022 года. 

Все чаще ведутся разговоры о возможности применения ядерного оружия. На этом фоне самая популярная идея сейчас — победа на поле боя и увеличение финансовой и материальной военной помощи Украине. В то же время ни со стороны России, ни со стороны Украины, ни со стороны тех, кто поддерживает Украину на Западе, не выдвигается никаких предложений о переговорах, не обсуждаются никакие дипломатические решения. 

Именно поэтому на данный момент у этой ситуации нет иного решения, кроме прекращения огня. Это совсем не означает признание какого-то статуса, признание каких-то территорий или какой-то границы, это не означает капитуляцию. 

Прекращение огня — это начало огромной работы, работы политической. Но дело в том, что в процессе этой работы не будут убивать людей. И в этом главный смысл такого решения.

Это вопрос очень неодномерный, особенно сейчас, когда реально существует угроза глобального ядерного конфликта. И если проанализировать политику вокруг этого вопроса, то можно с полной уверенностью сказать, что мировая дипломатия зашла в полный тупик. Создается впечатление, что мировые лидеры уже смирились с тем, что теперь жизни десятков или даже сотен миллионов зависят от одного человека, от его веры в разум, от его инстинкта самосохранения — что в конечном счете он поймет, что его блеф никого не пугает, и отступит. Ну а если не отступит? Теперь все человечество будет зависеть от этого?!

«Ядерные державы должны предотвращать конфронтации, которые ставят противника перед выбором между унижением и ядерной войной. Попытки осуществлять подобный курс в ядерный век были бы свидетельством лишь банкротства нашей политики — или свидетельством коллективного желания смерти для всего мира». Это сказал в своей речи в 1963 году президент США Джон Кеннеди.

Это было сказано более 60 лет назад, уже после Карибского кризиса, когда мир также стоял на грани ядерного столкновения. Однако тот кризис продолжался 13 дней, а нынешний длится уже почти девять месяцев. Получается, что это первый глобальный кризис такого масштаба в условиях ядерного мира. Никакие аналогии со Второй мировой войной здесь неуместны. Сегодня задействованы совсем иные принципы, движущие факторы и участники. Более того, впервые в истории ядерная держава напрямую участвует в военном столкновении, которое сама же и развязала.

Полезно будет напомнить, что у России и США огромные запасы ядерных вооружений. Согласно официальным данным, развернутых межконтинентальных ракет, баллистических ракет, подлодок и тяжелых бомбардировщиков у России 540 единиц, тогда как у Соединенных Штатов их 659. Боезарядов на всех этих носителях у России 1549, у США — 1420. Развернутых и неразвернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков у России — 759, у США — 800.

60 лет назад во время Карибского кризиса американцы рассматривали Советский Союз как равного себе противника. Сейчас США относятся к России как к третьеразрядной стране, у которой из элементов национальной мощи остались только энергоресурсы и ядерное оружие. И проблема в том, что Путин сделает все, чтобы это опровергнуть. 

Политический смысл сложившейся ситуации заключается в том, что Путин добивается новой «Ялты» — нового передела мира. И это выпадение из времени.

Однако и те противники Путина, которые грезят «победой на поле боя», тоже выпали из времени, застряли в том же 1945 году.

Так проявляется политическая энтропия. Это очень долговременный кризис — ни политическая, ни экономическая системы мира не приспособлены к тому, что происходит сейчас. Отставание от событий огромное, и разрыв только увеличивается.

Энтропия хорошо прослеживается и в экономических отношениях Европы с Россией после 24 февраля. Как выяснилось, несмотря на введение уже нескольких пакетов санкций со стороны ЕС и уход с российского рынка сотен европейских компаний, к ноябрю, то есть на девятый месяц военных действий против Украины, многие страны Европы восстановили торговлю с Россией до февральского уровня. Причем так восстановили, что объем экспортной продукции стран Евросоюза в РФ обогнал значения февраля. К примеру, Латвия увеличила экспорт в Россию на 67%, Словения — на 37%, Хорватия — на 28%, Болгария — на 25%, Эстония — на 19%, Кипр — на 12%, Люксембург — на 7%. В то же время импорт из России вырос за этот период вообще в непропорциональных размерах: в Словению — в 4,4 раза, в Хорватию — в 2,7 раза, в Чехию — в 2 раза, на Мальту — на 88%, в Испанию — на 46%, в Бельгию — на 39%, в Люксембург — на 22%, на Кипр — на 13%, в Эстонию — на 11%, в Болгарию — на 10%. 

Евросоюз разрывает экономические связи с Россией, чтобы поддержать Украину. В то же время отдельные товары, поступающие на европейский рынок из России, — например, такие «важные», как алмазы — европейцы вообще освободили от всех пошлин. В некоторых восточноевропейских странах Россию объявляют «спонсором терроризма», но при этом перечисляют ей оплату за энергоресурсы и прочие товары. Получается, что европейцы сами финансируют «спонсора терроризма».

На фоне такой благополучной ситуации МВФ улучшил прогноз для ВВП России на 2022 год. В апреле в МВФ предполагали, что российский ВВП упадет на 8,5%, а сейчас снижение оценивается только на 3,4%.

Все эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на санкции, Россия в ближайшие два-три года сможет сохранить все свои военные расходы. 

В 1990-е годы Запад проводил другую политику в отношении России — дружелюбную, направленную, как им казалось, на благополучие и процветание нашей страны. МВФ и Вашингтон искренне желали помочь России провести экономические преобразования. Однако в результате реформ, проведенных по западным рецептам, мы получили ровно ту систему, которая, пройдя через несколько эволюционных этапов, привела к 24 февраля 2022 года. Почему так получилось? Потому что их рекомендации оказались абсолютно неграмотными и некомпетентными применительно к России. 

Фрагмент доклада на заседании Федерального политического комитета партии «Яблоко». 20 октября 2022 года


Теперь, в 2022 году, Запад снова хочет преобразований в нашей экономике, но на этот раз отрицательных. Принимая пакет за пакетом антироссийские санкции, они рассчитывают нанести сокрушительный удар Москве. Но и здесь у них ничего не получается. Как же так? Почему? Да потому, что у принимающих решения на Западе отсутствует какое-либо понимание того, как все устроено в России.

Так что надеяться на то, что Запад поменяет нам власть и построит за нас демократию, не стоит. С западными странами, безусловно, нужно поддерживать самые дружеские отношения. Но нужно жить своим умом и полагаться только на самих себя.

Падение качества политики — это проблема всемирного масштаба. Начиная с 1990-х годов политика все больше отдаляется от ценностей, веры, знания и понимания истории, понимания времени. Современных политиков интересуют исключительно результаты выборов, а не содержание их политической повестки. Все факторы, которые привели к 24 февраля 2022 года, — не только в России, но в мире в целом — остались прежними, а по каким-то позициям ситуация только ухудшилась. И поэтому здесь тоже приходится уповать только на самих себя.

В связи с этим мы должны решать две первоочередные задачи:

— добиваться прекращения огня и пытаться остановить кровопролитие в Украине;
— объяснять причины произошедшего.

Чтобы не допустить сохранения нынешних условий и избежать новых подобных трагедий и катастроф в будущем, критически важно понимание причин. Необходимо извлекать уроки, разбирать принципиальные ошибки реформ 1990-х годов. В сложившихся трагических и непредсказуемых обстоятельствах должна быть выработана и предложена обществу серьезная, профессионально проработанная стратегия и политическая позиция, основанная на понимании уроков прошлого, анализе допущенных ошибок и точной и бескомпромиссной оценке настоящего. В сегодняшних условиях именно такая политическая деятельность будет устремлена в историческое будущее страны. 

И это будет не перестройка, не реформирование существующей системы. С перестройками закончено. У существующей системы нет будущего. Речь должна идти о переучреждении России, а не о реформах. 

Никакие реформы не смогут изменить фундаментальные основы режима — нам нужно переучреждение государства.

Переучреждение принципиально важно и является единственным инструментом для твердого следования России в сторону мирного европейского будущего. А для мирного европейского будущего есть только один сценарий — когда Москва, Киев и Минск вместе движутся в реформированный Евросоюз. Только тогда можно положить конец войне. Все остальные варианты — только временные передышки, замороженные или тлеющие конфликты.

Чем быстрее все мы придем к пониманию этого, тем быстрее наступит мир. Если будем еще сто лет искать какие-то другие решения, то еще сто лет будем воевать. И в этой ситуации позиция «Яблока» представляется уникальной. Это единственная в России политическая партия, которая, невзирая на риски, открыто стоит на антивоенной позиции и принципиально и последовательно выступает за европейский путь развития. Вот в этом и есть смысл нашей работы и наша роль. Да, за 30 лет существования нашей партии мы не справились. Все происходящее сегодня — это и наша вина. Но мы обязаны попробовать снова. Это наша ответственность накануне возможной тотальной войны. Это наш нравственный выбор.

 


20 октября 2022 года Федеральный политический комитет партии «Яблоко» сформулировал позицию по происходящему во время «специальной военной операции» и определил задачи, которые сейчас стоят перед партией. С текстами решений политкомитета можно ознакомиться по ссылке.