Указ об упрощенном порядке выдачи российских паспортов жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины Путин назвал «гуманитарной мерой». То есть это как бы забота о страдающих людях. На самом деле, чтобы облегчить страдания жителей Донбасса, надо прежде всего прекратить войну. А указ о паспортах, наоборот, продолжение политики, которая породила войну на востоке Украины.
Именно такая лицемерная внешняя и внутренняя политика последних десятилетий и завела нашу страну в тупик. В результате нынешнюю ситуацию в России вполне уже можно назвать гибридным политическим кризисом, который постепенно перерастает во всеобъемлющий (см. «Разрывая круг», апрель 2019). Быстрое падение рейтингов правящей группы, растущая неуверенность в будущем и на этом фоне бесконечные разговоры о пустопорожней перестройке политической системы с целью сохранить себя у власти на неограниченное время — все это признаки надвигающихся серьезных проблем.
Особенность нашего времени — почти повсеместная глобальная политическая неустойчивость и непредсказуемость, в том числе, конечно, и на постсоветском пространстве. Однако курс Киева (при всех политических провалах и неожиданностях) — это европейский путь, стремление в Евросоюз, и именно это является главным стабилизатором текущей ситуации на Украине, окном и дверью в будущее для страны.
Да и Казахстан, где при всей управляемости ситуации тем не менее существуют проблемы политического транзита, стремится к европейской политической культуре настолько, что, опасаясь российской имперской политики после Крыма и Донбасса, официально отказывается от русского языка и кириллицы в пользу английского языка и латиницы. Еще в 2008 году правительство Казахстана приняло государственную программу «Путь в Европу»: за помощью и советами по реформам Казахстан обращается не к Москве или к Пекину, а к европейским странам. Перед внесением изменений в конституцию в 2017 году, например, Казахстан попросил помощи у Венецианской комиссии при Совете Европы. Путь к европейской демократии долгий, но Казахстан идет в исторически правильном направлении и является уважаемым членом международного сообщества.
А наша страна лишена каких бы то ни было ориентиров. Напротив, за пять последних лет Россия превратилась в страну с отрицательной репутацией и еще более укрепила представление о себе как о государстве-мафии, идущем по «пути, которого нет», — в Евразию, Китай, назад в СССР, еще куда-то… От такой репутации избавиться будет крайне сложно. И в этих условиях любая, даже незначительная проблема становится разрушительной.
Бесконечные трения в отношениях с Белоруссией — еще один симптом состояния, в котором Россия подходит к кризису. Новости о приостановке белорусского экспорта нефтепродуктов из-за плохого качества российской нефти (умышленно портят оборудование белорусских предприятий?), сообщения о российских санкциях в отношении белорусской сельхозпродукции уже стали привычными. А вот последние заявления Лукашенко заслуживают внимания: «Тот, кто сегодня посмеет уничтожить Беларусь — президент, правительство или еще кто, — они будут прокляты нашим белорусским народом, а кто посмеет сделать это силой — они получат мощнейший ответ от нашего народа, прежде всего от тех, кто родился в суверенной и независимой Беларуси». Вот так «аукаются» аннексия Крыма, война в Донбассе и, очевидно, домогательства, направленные на включение Белоруссии в состав России на правах 86-го субъекта федерации. Так Россия расплачивается за агрессивные действия в отношении одного из ближайших соседей и за антиевропейскую политику в целом (см. «Пять лет после Крыма: последствия», март 2019).
Продолжая разрывать постсоветское пространство, Москва все больше конфликтует со своими соседями (см. «Россия создает вокруг себя пояс нестабильности», март 2014).
«В культурно-историческом плане Россия, как и Украина, и Беларусь, принадлежит европейской цивилизации, и единственное реально существующее направление их дальнейшего развития — европейское. Если эти страны хотят сохранить в XXI веке свою государственность, то ничего иного для них не существует. Попытка двигаться в другом направлении является отклонением от естественного исторического развития. <…>
Украинский кризис имеет особое значение, поскольку является первым масштабным проявлением этого отклонения и прямым следствием нарушения естественного процесса исторического развития постсоветского пространства. Ключевая роль в этом кризисе принадлежит России. <…>
Противоестественный отказ России двигаться по европейскому пути означает разрыв постсоветского пространства. Главное препятствие для европейского курса — вовсе не текущие проблемы Европы и рост экономики Азии, а его принципиальная несовместимость с интересами российского правящего класса в сохранении себя и нынешней российской системы слияния власти, собственности и бизнеса. Демагогическим прикрытием этой несовместимости являются разговоры о “евразийстве”».
Активная фаза конфликта с Украиной длится уже более пяти лет: гибнут люди, разрушается жизнь, уходит время. Проблемы только усугубляются. Но вместо их решения — желание наступить на хвост торжествующему трампизму при нарастающей конфронтации с США: Путин встречается с Ким Чен Ыном, прибывшим во Владивосток на отцовском бронепоезде, а на Конференции по международной безопасности в Москве министр обороны России говорит о способности преодолеть американскую ПРО как о главном достижении страны.
В 2001-м на этом же поезде в Россию приезжал Ким Чен Ир, предыдущий северокорейский вождь. Тогда не было изоляции, на Россию надеялись, у нас было больше возможностей повлиять и на ситуацию на Корейском полуострове, и на мировую политику в целом. Хотя суть выбора была та же, что и сейчас: европейский вектор внутренней политики и сотрудничество с демократическим миром в решении глобальных проблем или «суверенный бронепоезд», следующий в никуда. В итоге выбор был сделан в пользу последнего.
Прошло почти два десятилетия — два десятилетия движения непонятно куда, два десятилетия потерянного времени. Если продолжать в том же духе, потеря времени обернется так или иначе потерей будущего страны.