Ситуация в России, практически во всех сферах, на сегодняшний момент определяется тенденциями, суммирующими предшествующие 25 лет и заданными «конституционной реформой» 2020 года.
Фото: Александр Казаков/Коммерсантъ
Это движение авторитарной «системы Путина» в сторону ещё большей закрытости, репрессивности, милитаризации, имитации демократии, псевдо-патриотической идеологизированности, в конечном счёте, – в сторону тоталитаризма, вооружённого новейшими технологиями.
Тактика и стратегия российской власти определились.
Во внутренней политике – это запугивание и репрессии, шельмование оппонентов, причём уже не только политических, но вообще всех, кто недоволен ситуацией в стране.
В России уже сейчас более 350 политических заключенных – это больше, чем было в СССР. Оппозиционеров не только преследуют и сажают – их убивают и отравляют, и есть серьезные основания полагать, что в стране действуют «эскадроны смерти». Принимаются все новые и новые репрессивные законы. Торжествует шпиономания, бьющая по научному сообществу – почти любой ученый, сотрудничающий с иностранными коллегами, может быть облыжно обвинен в «шпионаже» или «измене». Нарастает преследование независимых журналистов и СМИ, которые один за другим объявляются «иностранными агентами», что серьезно затрудняет их деятельность. Преследуют оппозиционных политиков и гражданских активистов, запугивают и выдавливают из страны иностранных инвесторов. Точка консолидации, которую власть навязывает стране, – противостояние с Западом, ложная концепция «особой цивилизации».
Во внешней политике – продолжается и закрепляется самоизоляция России, непрерывно ухудшаются отношения с США и Евросоюзом, расширяется поле конфронтации. Холодная война, объявленная Путиным в 2007 г. в Мюнхене, разгорается. Более того, появилась реальная опасность втягивания страны в большую войну. Россия уже шесть лет принимает бессмысленное, преступное и опасное по последствиям участие в гражданской войне в Сирии. Мы тратим там средства, которые должны были использовать на решение внутренних социальных проблем и для защиты наших южных рубежей. Провальный уход США из Афганистана создаёт у правящей группы ощущение открывшейся возможности безоглядно действовать в самоопределённых «зонах жизненных интересов», в первую очередь в Украине.
За всем этим кроется опасность военных и геополитических авантюр, в основе которых – ощущение вседозволенности. Чем хуже будет внутриполитическое положение в стране, тем вероятнее, для переключения внимания населения, реализация новой внешнеполитической авантюры – будь то новая аннексия или вмешательство в вооруженные конфликты в Африке или на Ближнем Востоке.
По нашему мнению, российские власти далеки от понимания вызовов времени и глобальной политики вообще, и ситуации у собственных границ, в частности.
В экономике разрыв между ее плохим состоянием и амбициями режима будет увеличиваться. Экономика путинской системы – это экономика бункера. Все стандартные макроэкономической пропорции более-менее выдерживаются, но возможности для развития отсутствуют. Первые решения после проведения выборов в Госдуму направлены на существенное увеличение финансирования силового блока. Правительство запланировало рекордное за 10 лет повышение расходов на силовые органы и с 2022 года увеличит финансирование правоохранительных органов из федерального бюджета. Рост расходов по статье, по которой финансируются бюджеты МВД, Росгвардии, Следственного комитета, прокуратуры, органов безопасности и ФСИН, составит 17% и станет рекордным с 2012 года, когда после протестных акций, связанных с выборами, финансирование силовиков было увеличено сразу на 46%. В 2023 году финансирование силовых структур увеличится ещё на 100 млрд рублей, до 2,91 трлн, а в 2024 г. – до 3,02 трлн рублей. .В общей сумме за три года в оборонный бюджет будет закачано дополнительно 730 млрд рублей по сравнению с объёмом средств, который тратится ежегодно сейчас.
В 2022 году Минфин планирует собрать в казну 25,021 трлн рублей – на 1,59 трлн рублей больше, чем в бюджете текущего года. Выжать дополнительные деньги помогут новые налоги и сборы (акциз на сладкие напитки, налог на переводы физлиц за рубеж, ужесточение налогообложения состоятельных граждан, налог на добавленный доход нефтяных компаний, повышение НДПИ для металлургических компаний и т.д.).
При этом продолжится расширение бедности – падение доходов населения и «проедание» запасов. У россиян уже упали до многолетнего минимума запасы свободных денег, а потребительский спрос, усиленный раздачей 700 млрд рублей перед выборами, начал выдыхаться. Население израсходовало почти все полученные из бюджета средства и встречает осень с минимальным за несколько лет объёмом свободных денег на руках. Между тем в России вновь начала разгоняться продовольственная инфляция, которая становится все ощутимее.
В перспективе ключевым фактором риска для экономики будет сохранение зависимости от экспорта углеводородов, которое становится фатальным в условиях сокращения глобальной карбоновой зависимости. Можно уверенно предполагать, что в результате снижения стоимости экспорта углеводородных товаров, а потом ещё и введения трансграничного углеродного регулирования (налога), российский экспорт будет относительно медленно, но верно деградировать. В результате в обозримом будущем продолжится рост бедности вплоть до обнищания всё новых социальных групп, а естественный рост недовольства будет подавляться тотальным контролем с использованием новейших технологий, репрессиями и промыванием мозгов. Невостребованность в сфере труда всё большего количества граждан поставит их в полную зависимость от социальных подачек власти, предопределив зависимость политическую.
Мировая ситуация также развивается весьма неблагоприятно для России. Мир вступает в период раскола, самоизоляции, протекционизма, сужения перспективы мышления. Проведение в России полностью контролируемых выборов не стало предметом серьёзного международного внимания. Гораздо больше западных политиков и журналистов интересовало драматичное развитие ситуации на рынке газа и Россия как источник энергоносителей.
Серьёзно растут геополитические риски. Одна из ключевых особенностей современного мира – формирование непреодолимых разрывов и отставаний. Мы не раз говорили, что будущее России – в формировании единого с Европой глобального экономического центра, способного на равных конкурировать с уже объединившимися во Всеобъемлющее экономическое партнёрство странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америкой. Однако вся официальная политика России направлена прямо в противоположном направлении. Но ситуация меняется и Россия может уже в недалёкой перспективе оказаться между Американо-Европейским союзом и Азиатско- Тихоокеанским объединением как между молотом и наковальней.
Время ускоряется, а цепь тактических решений, направленных на сохранение власти, «подмораживание» страны, консервацию «путинской стабильности», этого никак не учитывает, что ведёт к закрытию «окон возможностей» и истощению, если не полному уничтожению потенциала развития России в XXI веке. Непонимание руководством России стратегии, даже среднесрочной и краткосрочной, непонимание нового мира, новых технологий, того, что происходит на Западе и особенностей кризисных явлений на Западе, влечёт неизбежные последствия для нашей страны.
***
Сложившаяся ситуация в стране и в мире не способствует внутрироссийским политическим переменам.
Перспектива столь необходимого изменения направления движения страны изнутри системы не просматривается. То, что мы видим – противоречия между «башнями» Кремля, рост влияния и амбиций «силового блока», принятие «силовиками» политических решений, открыто звучащие предложения о создании некоей «народной империи, основанной на принципе самодержавия», и «переходе на мобилизационную экономику и частичное закрытие от распадающегося глобального мира», — означает, в лучшем случае, консервацию статус-кво, а в худшем – движение назад во времени, в то прошлое, которое видит для себя образцом президент Путин. За эти, потерянные для содержательной политики годы, репрессивная система не просто укрепилась, а обеспечила себе транзит в новое качественное состояние.
Если же говорить о гражданской и политической активности, то последние десять лет протесты ходят по кругу: попытка заменить политику, основанную на ценностях и программном содержании, активизмом ни к чему, кроме разочарования и репрессий, не приводит.
В итоге общество лишается политической субъектности и перспективы иметь собственный голос в будущем.
Наблюдая истерическое протестное состояние некоторой части общества, так называемой «интернет-интеллигенции», мы считаем необходимым заявить: для нас абсолютно очевидно, что в России с улицы власть и её курс не поменять. Ставка на дестабилизацию ситуации в стране, нагнетание ненависти и бунт могут обернуться только большой кровью. Все попытки действовать против власти на поле популизма, национализма и большевизма оборачиваются деградацией морального сопротивления общества режиму, который цинично и успешно использует национализм и социальную рознь в своих целях.
***
Мы отдаём себе отчёт, что для такой партии как «ЯБЛОКО» в современной политической системе, конструируемой репрессивным режимом, места нет, и Партия может быть закрыта властями в любой момент.
Все общественные события в нашей стране, в том числе и авторитарная власть, двигаются по инерции. И в этом – слабость. Ни общество, ни власть не видят перспективы, закрываются от будущего в «суверенный кокон». Страна теряет перспективу будущего развития и боится его.
Смысл «ЯБЛОКА» в том, чтобы понимать будущее, понимать, куда стране надо идти, стремиться, для того, чтобы обеспечить основы для процветания России в XXI веке.
Партия «ЯБЛОКО» убеждена – альтернативную перспективу развития страны надо вырабатывать – содержательную стратегию развития на десятки лет, определение места России в мире и пути движения, формировать и обучать кадры, развивать политические структуры и настойчиво проводить практическую политику, основанную на уважении к человеку и его свободе, жизни без страха. Все это не появится – само по себе – надо готовить и убеждать людей. Если народ России будет иметь содержательное видение будущего, ценностную основу его со своими национально-культурными точками опоры, силовые методы потеряют эффективность и возникнет содержательное поле для диалога с властью в том числе и на наших условиях.
Председатель
Федерального политического комитета партии «Яблоко»
Г.А. Явлинский