НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Нельзя допустить, чтобы террористы навязывали перепуганным правительствам свою логику поведения

Всем известно, что шейх Ахмед Ясин являлся одним из наиболее непримиримых, активных сторонников максимального использования террора для дестабилизации израильского общества и в конечном счете уничтожения Израиля. Под его «духовным» руководством готовили, обучали и вооружали террористов, посылали их убивать и умирать. Только за время «интифады Аль-Аксы» боевики ХАМАС совершили 425 терактов (из них 52 с участием самоубийц), в результате которых были убиты 377 человек и ранены 2070.
Израильтяне, насколько можно понять, давно имели технические возможности покончить с Ясином в рамках тактики «точечной ликвидации». Но тянули, ждали, надеялись, что удастся убедить палестинскую верхушку отказаться от политического насилия в пользу политических переговоров. Но так и не дождались…
Взрыв негодования среди арабов понятен. Вместе с тем понятно (должно быть понятно!) и другое. Большой войны не будет, поскольку ее исход заранее предрешен. Возможно, придется перерисовать «Дорожную карту». Наверное, на долгом пути к устойчивому сосуществованию будут еще встречаться и кризисы, и интифады. Однако другого пути нет, просто нет.
Но вернемся к шейху. Игнорируя многократные предупреждения, практически не скрывая своего участия в разработке идеологии терроризма, восхваляя и благословляя смертников, шейх сам обрек себя на смерть. При всем различии масштабов и условий не могу не вспомнить в данном контексте судьбу Дудаева или Яндарбиева. И никак не могу согласиться с заявлениями защитников прав человека, которые вновь и вновь кидают камни в израильтян. За превышение прав необходимой обороны. За внесудебную расправу с «гражданином» Ясином. Кстати, шейха, кажется, два раза судили, сажали в тюрьму и выпускали «по состоянию здоровья» и в обмен на попавших в плен израильских солдат.
Мне представляется, что идеологи, организаторы, вдохновители террора, использующего истребление мирного населения в политических целях, ставят себя вне закона. Желательно, разумеется, поймать бен Ладена и посадить его на скамью подсудимых. Но не уверен, что от него можно избавиться только таким образом. И уверен, что процесс над бен Ладеном (равно как и над шейхом Ясином) вызвал бы новые вспышки терроризма, а значит, и новые жертвы. Положенные, получается, на алтарь правосудия…
В общем, тот, кто осуждает израильтян за убийство шейха Ясина, тот – несмотря на всю возможную тонкость юридических формулировок, – защищает терроризм и террористов.
Аналогичные мысли приходят в голову, когда видишь бурлящие улицы Парижа, Берлина, Лондона, Вашингтона. Прошел год с того дня, когда началось вторжение в Ирак. И сотни тысяч людей протестуют против самовластья США, против их вмешательства в дела суверенного государства.
Да, не получив санкцию Совета Безопасности, американцы грубо нарушили международное право. Не обнаружив производства и запасов ОМУ, они в значительной степени обесточили цепь своих аргументов. В результате развала органов власти и управления страна погрузилась в хаос. Активнее, чем ожидалось, действуют силы антиамериканского сопротивления.
Все это так. Но это лишь часть действительного положения дел. Ликвидирован один из наиболее тиранических и агрессивных режимов современности. Везде заметна атмосфера демократического обновления. Пусть медленно, но формируется иракский государственный аппарат. Нащупывается столь необходимый для Ирака баланс интересов между шиитами, суннитами и курдами. Восстанавливается экономика.
Круги по воде… Даже буйный и ужасно антиимпериалистический Каддафи решил податься от греха подальше и открыл все свои ядерные программы. На очереди Ким Чен Ир. Созревает.
Так чего же хотят демонстранты?
Чтобы американцы со всей своей коалицией ушли из Ирака? Чтобы туда вернулся всенародно избранный Саддам Хусейн? Чтобы США не мешали суверенным диктаторам вооружаться суверенными ядерными бомбами? Чтобы международные террористы всегда имели места, где можно перевести дух, отдохнуть и поучиться, пройти, так сказать, курсы повышения квалификации?
Очень хотелось бы надеяться, что американские империалисты, «тираны эпохи» не поддадутся влиянию демонстрантов. И не отдадут плоды трудной победы в руки международной мафии диктаторов, террористов, авантюристов.
События в Мадриде внесли дополнительную ясность в обстановку. В одном из заявлений, комментировавших от имени террористов, связанных с «Аль-Каидой», взрывы на вокзале, прямо говорилось, что это месть за поддержку Испанией политики США в Ираке. Будущий испанский премьер уже заявил, что испанское подразделение (1300 военнослужащих) будет отозвано из Ирака. Я понимаю, что мотивы, которыми руководствовался лидер ИСРП, не имеют ничего общего с подходом террористов. Но объективно получается, что террористы берут верх, что они навязывают перепуганным правительствам свою логику поведения.
Судя по всему, война между варварством и цивилизацией, между интернационалом терроризма и недавно возникшей антитеррористической коалицией не кончится завтра. И послезавтра тоже. Удары террористов в разное время испытали на себе разные государства. Но если иметь в виду главную силу мирового терроризма – терроризм, связанный с мусульманским экстремизмом, – то она была направлена в первую очередь против Израиля и Соединенных Штатов. Да и сегодня именно эти две страны принимают на себя основные удары. Но фронт борьбы расширился, борьба стала более интенсивной, что и вызвало к жизни антитеррористическую коалицию.
Пока нет общепризнанных правил ведения мировой антитеррористической войны. И нетрудно заметить, что отдельные члены коалиции нередко руководствуются не только общими, но и своими «личными» интересами. Отсюда – массовые протесты на улицах. Отсюда же – споры о тактике и стратегии антитеррористических действий. Протесты, споры необходимы, неизбежны. Но древняя истина – не следует вместе с водой выплескивать и ребенка – остается верной. Американцы наломали много дров в Ираке, но надо радоваться не их поражениям, а их победе. Еще одним диктатором меньше, еще один шаг к демократии, еще одно препятствие на пути распространения ОМУ – это ведь и общие победы.
Об авторе: Александр Евгеньевич Бовин — профессор РГГУ.