«Власть исходит от народа,
Но куда она приходит
И откуда происходит,
До чего ж она доходит?»

Бертольд Брехт

 

Ситуация с коронавирусом, конечно, серьезная. Но нет сомнений, что с пандемией человечество справится, и мы вместе с ним. Однако нельзя не замечать, что именно сейчас у нас в стране происходят события, которые в решающей степени будут определять наше будущее.

По поводу того, каким будет заключение Конституционного суда по поправкам Путина и «обнулению» президентских сроков, иллюзий не было (11 из 15 судей, включая председателя КС, назначены на эти должности по представлению Путина). Однако вряд ли кто-то мог себе представить, что конституционность отказа от сменяемости власти в России будет обоснована тем, что в нашей стране сегодня «развитый парламентаризм, реальная многопартийность, наличие политической конкуренции, эффективная модель разделения властей, снабженная системой сдержек и противовесов, а также обеспечение прав и свобод независимым правосудием, включая деятельность Конституционного суда Российской Федерации». Такая оценка Конституционного суда является либо демонстрацией крайнего цинизма, либо правовым абсурдом в сочетании с глубочайшим непониманием реальности.

Кроме этого, оказалось, что Конституционный суд исходит из приоритета политической целесообразности над правом и принимает решения на основе принципа «цель оправдывает средства»: «законодатель может учитывать и конкретно-исторические факторы принятия соответствующего решения, в том числе степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем и т. п.». То есть КС, по сути, постановляет, что глава государства может находиться у власти сколь угодно долго, если «внутри страны… еще очень много у нас уязвимого», как сказал президент в своем выступлении в Госдуме. «Это ĸасается и внутриполитичесĸой стабильности, межнационального и межрелигиозного согласия, эĸономичесĸого и социального развития», — заявил тогда Путин. И это после 20 лет его непрерывного правления!

Получается, что неудовлетворительное руководство страной, приведшее к плачевному «состоянию политической и экономической систем», «нарастанию угроз для государства и общества» и «т. п.» (буквально цитата из заключения), является «конкретно-историческим фактором принятия соответствующего решения» об отказе от сменяемости власти в России. То есть, по мнению судей КС, чем хуже результаты правления, тем дольше горе-правитель вправе находиться у власти.

 


Кроме того, именно в обосновании Конституционным судом этой поправки всплывает «всенародное голосование», которое, оказывается, «придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению». «Дополнительная конституционная легитимность» — это как «осетрина второй свежести». Но, главное, КС наделяет неконституционный плебисцит («Яблоко» оспорило в Верховном суде распоряжение Путина о голосовании по поправкам к Конституции) функцией установления конституционной легитимности. Это при том, что организаторы «обнуления» сознательно проигнорировали необходимость проведения конституционного референдума. Таким образом, власти могут организовать плебисцит по своему усмотрению и когда угодно и оформить через него любое решение, которое теперь будет объявлено приоритетным по отношению ко всем другим законам.

Что же касается сохранения у власти одного человека, то подтверждение полномочий «отца нации», как это уже было на выборах-плебисците 2018 года, может продолжаться, судя по заключению КС, не только до 2036 года, а бесконечно. «Конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства», — написали судьи КС.

Эти положения в 52-страничном документе Конституционного суда являются ключевыми и ярко демонстрируют направление мышления и уровень понимания проблем. Вообще, логика судей КС абсолютно оруэлловская: «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила».

В итоге то, что произошло в Конституционном суде, стало знаковым: к незаконным путинским поправкам и «обнулению» добавилось еще и неправовое решение главного судебного органа по конституционному контролю. Подтверждается тезис о том, что путинская перекройка Конституции сопровождается окончательной дискредитацией всей государственной системы, сознательно вовлеченной в этот процесс (см. Путинские поправки и «обнуление» — вне закона, март 2020). По существу, на наших глазах происходит самоликвидация российской государственности. 

Вот почему решение Конституционного суда принималось камерно, спешно, скрытно: никто не слышал обсуждения, не было обнародовано соотношение голосов судей. Ничего не известно об их позициях (если они вообще были высказаны). При этом член КС Константин Арановский, который незадолго до этого высказал особое мнение о правопреемстве России и СССР, в процедуре не участвовал (председатель КС Зорькин сообщил, что Арановский «на больничном»). Соответственно, его особого мнения в этот раз уже не будет.

Стыдно ли причастным к этому позору, не знаю. Очевидно, эти люди руководствуются безропотным рабским пониманием того, что в обозримом будущем, невзирая на правовые, моральные и любые другие препятствия, главенствовать в России будет Путин и его представления о государстве. Что без согласия Путина им не быть в составе Конституционного суда, что при таком «независимом правосудии» им даже статусную пенсию не получить. Этим людям страшно. Именно страх (не за страну, конечно, а за себя и свои привилегии) заставил их подписать это позорное заключение.

Итак, марафон по развалу государственности, права и законности почти завершен. Заключение КС обнулило Конституцию и российскую правовую систему в целом. Подписан указ о плебисците, который должен этот развал закрепить. После того как «обнуление» Конституции и права будет подтверждено на «всенародном» голосовании, в России можно будет абсолютно все, но далеко не всем.

PS.: Конституционный суд полностью проигнорировал Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации», который является основным (специальным) законодательным актом, принятым в развитие ст. 136 Конституции РФ. Соответственно, КС закрыл глаза на неконституционность самой процедуры принятия поправок.