9 июля в интервью «Эху Москвы» я подробно объяснил, в чем состоит политика Навального и почему партия «Яблоко» эту политику осуществлять не будет.
На следующий день главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов в своей авторской передаче признался: «Я не понимаю политику Навального. Как можно говорить «мы не согласны с его политикой», когда его политики нет на этих выборах? … Я хочу спросить: «Какую политику Навального вы не будете проводить?»
Отвечаю главному редактору, по пунктам, как говорится, лично.
В октябре 2020 года, т.е. всего девять месяцев назад, Алексей Навальный в интервью немецкому журналу Spiеgel внятно разъяснил свои политические взгляды.
На вопрос журналистов, изменились ли его политические взгляды со времен «Русских маршей», Навальный ответил:
«У меня те же взгляды, что и тогда, когда я пришёл в политику. Я не вижу проблем в сотрудничестве со всеми, кто разделяет антиавторитарные позиции. Поэтому я не возражаю, если мы сейчас на выборах поддержим коммунистов. Я не испытываю шока от того, что один из поддерживаемых нами кандидатов носит ленинский значок. У вас в Германии уже демократия. А мы должны сначала создать коалицию из всех сил, выступающих за избирательность правителей и независимость судов. Поэтому я некоторое время пытался объединить либеральный и националистический лагерь».
1. Так вот, «Яблоко» повторяет, что категорически не приемлет национализм и считает, что в такой многонациональной стране, как Россия, это прямой путь к жестоким столкновениям и распаду. Для нас, как для либеральной партии, союз с националистами невозможен ни при каких обстоятельствах.
Именно «Русские марши», организатором и активным участником которых Навальный был в середине и конце 2000-х, во многом привели к подъему неонацистских настроений в обществе. Эти настроения вылились в погромы, нападения и убийства «инородцев» и антифашистских активистов, самое громкое из которых – убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в январе 2009 года.
Не лишним будет напомнить, что Навальный, называя себя «дипломированным националистом», создавал «Национальное русское освободительное движение «Народ» вместе с Захаром Прилепиным – будущим певцом «русской весны» на Донбассе и активным участником боевых действий. Националистическая карта Навального, занявшего второе место на выборах мэра Москвы в 2013 году, уже через год была разыграна Путиным в Крыму и на Донбассе.
Повторю: свою позицию по национализму Навальный заявил не только пятнадцать лет назад, но и вновь подтвердил в октябре 2020 года, а перед этим в апреле 2017 года.
2. Навальный намерен поддерживать коммунистов. Причислять коммунистов к тем, кто стоит на антиавторитарных позициях — это политическая и историческая малограмотность и наивность. Несменяемость власти, полная зависимость судов от власти, политические репрессии, как хорошо известно, лежат в основе коммунистической идеологии и практики. Система Путина – это коммунистический подход в условиях постмодерна или, иначе говоря, необольшевизм в современной обертке. Надо понимать, что поддержка коммунистов, о которой говорит Навальный, — это поддержка Путина и его политики. Для нас это неприемлемо — мы не будем ни поддерживать, ни объединяться с коммунистами, ни проводить их совместную с Навальным политику. В сегодняшней России «объединение» националистического, либерального и лево-коммунистического лагерей, о чем говорит Навальный, нам представляется невозможным и ненужным.
3. Направляясь в Россию из Берлина в январе этого года, Навальный призвал своих сторонников — «Встречайте!», а его ближайший соратник Волков разъяснял, что для привлечения к Навальному общественного внимания призывает выходить на протестные акции и, понимая последствия, сознательно бросает людей, как он выразился, «в топку». Они прекрасно знали, что много людей сядет в тюрьму.
В результате, только по официальным данным, 17,6 тысяч человек были привлечены к административной ответственности, многие из них отбывали административный арест в нечеловеческих условиях спецприемников. По меньшей мере, 116 человек из 37 городов уже стали фигурантами уголовных дел. На сегодняшний день, как минимум, 16 из них получили реальные сроки (зачастую большие, чем у самого Навального), 17 человек ждут приговора в СИЗО.
Такая политическая практика — «цель оправдывает средства» и люди — это «мусор для топки» — нас категорически не устраивает. И мы НЕ будем проводить такую политику.
4. Мы считаем политической провокацией (трудно представить, что кто-то в это реально верит) беспардонный популизм политических соратников Навального о том, что путинский режим боится протестов, и если «поднажать», то вот-вот неминуемо рухнет. Это глупость и шапкозакидательство, опасный обман людей. В результате люди недооценивают риски, а режим все туже закручивает гайки, ломая новые и новые судьбы, уничтожая целые организации и медиа. По нашему мнению, впереди длительная и тяжёлая политическая борьба за свободу и современную Россию. «Яблоко» не будет лгать людям и заниматься популизмом, а потому и в этом не поддерживает политику Навального, не будет ее осуществлять.
5. Мы не поддерживаем политическую подмену глубокой и всесторонней экономической реформы примитивным уходом влево и разжиганием социальной розни путем бесконечных избирательных разоблачений непонятно в чьих интересах. Это игра на низменных чувствах людей, усиливающая социальное напряжение и вызывающая ненависть к богатым, среди которых немало честных и способных людей. Если довести эти чувства до высокого градуса, то жертвами передела станут отнюдь не коррумпированные высокопоставленные чиновники и олигархи — их будут защищать силовики, а средний класс. Как это уже бывало в российской истории. Иначе говоря, мы не поддерживаем политику социальной розни Навального.
6. Мы не поддерживаем «Умное голосование» и считаем, что оно уже 10 лет (со времен известного лозунга «голосуй за кого угодно, кроме ЕР» 2011 года) наносит серьезный вред стране, активно поддерживая безоговорочных сателлитов ЕР. Как показывают независимые экспертные оценки, главными выгодоприобретателями УГ становятся парламентские партии, ничем не отличающиеся от ЕР. Например, на региональных выборах 2020 года 90% избранных при поддержке УГ депутатов были представителями думских партий (включая «Родину», которую тоже возглавляет член фракции ЕР в Госдуме). Позиция, высказанная одним из самых известных и авторитетных сторонников Навального, процитированная Вами, Алексей Алексеевич, в Вашем твиттере, выглядит так: «…голосование в соответствии с рекомендациями «Умного голосования» — это самый эффективный удар по российской власти — будь то люди, которые поддерживают Сталина или даже являются открытыми гомофобами и расистами…» На наш взгляд, этот пассаж исчерпывающе отвечает на вопрос, почему мы такую политику не поддерживаем.
7. Мы не поддерживаем политический «суд Линча» — политику травли и злобы, которые сторонники Навального регулярно устраивают тем, кто позволяет себе с ними не согласиться. И это касается не только нас — уже не первый год наблюдаем позорную грубую травлю одного из наиболее квалифицированных и серьёзных экономистов страны, позволившего себе высказать замечания к экономическим прожектам, написанным кем-то для Навального.
К счастью, Навальный публикует свои посты почти каждый день и регулярно высказывается по актуальным вопросам в социальных сетях. Так что ознакомиться с его точкой зрения на текущие события у Вас, Алексей Алексеевич, при желании нет проблем.
Почему же Вы, Алексей Алексеевич, растерялись? Однако да, для этого все же есть основания. Скоро 10 лет, как многие журналисты Эха и других уважаемых и не очень уважаемых изданий фанатично поддерживают Навального, а Вы так и не поняли, в чем его программа. Это трудно. Надо думать. В популизме вообще сложно разбираться. Например, когда он говорит про Донбасс, то в одних случаях заявляет, что воевать не надо, но только потому, что война России сейчас не по карману, в других — мотив участия Гиркина-Стрелкова в войне на Донбассе определяет как «романтический настрой» («как вы сказали, взял свою трехлинеечку и пошел куда—то воевать. Это, может быть, и хорошо, может быть, в тот момент вы сделали какую-то правильную вещь в соответствии со своими убеждениями»). Там, на Донбассе, 13 тысяч людей погибли (в Афганистане за 10 лет погибли 15 тысяч советских военнослужащих). Пассажирский Боинг сбили, полный людей. Навальный дважды заявил в ходе той беседы, что «русские – крупнейший разделенный народ Европы». Примерно так и Путин считает. Заодно определил российскую бизнес-элиту по-сталински — «безродными космополитами», назвал её «компрадорской». Разве непонятно, куда ведёт политика «разделённого народа» и «безродных космополитов»? Все это крайне опасный и в принципе неприемлемый популизм, и мы никогда его не поддержим.
Понимаю Вас, Алексей Алексеевич, для Вас такое уже слишком. Вот Вы и растерялись, все же вокруг Вас за Навального (как раньше все они же были за Чубайса, а теперь ему руку не подают), и Вы решили срочно перестать понимать политику Навального. Потому как соглашаться нельзя — Вы же приличный человек — и критиковать нельзя — как же против коллектива. Лучше не понимать.
Вот я и разъяснил уже в третий раз — в чем политика Навального и почему мы ее не поддерживаем. Когда я учился в школе № 4, в городе Львове, в 7 классе, наш учитель физики, Мирослав Иванович, после третьего объяснения двоечникам решения задачи говорил: «Опять не понял? Ладно, не огорчайся. Ты не виноват. Претензии к родителям».
В стране серьёзнейшие проблемы: эпидемия, дикая смертность, Афганистан, рост цен, репрессии, «трехдневные выборы», искореженная Конституция, изоляция, неэффективная экономика — вместо всего этого журналисты обсуждают только сюжет с А. Навальным, а сам А. А. Венедиктов болезненно интересуется «в чем политика Навального» и предлагает обсуждать ее только тогда, когда сам ее поймёт. Уверен, что теперь он понял. Только что тут обсуждать — и так все ясно.
И, наконец, часто говорят, что Навального не следует критиковать, поскольку он сидит в колонии. Но ведь журналисты Эха или Дождя ни о чем больше говорить, спрашивать, обсуждать не хотят и сами при каждой встрече мусолят только эту тему. Я же писал статью в феврале и сейчас говорю вовсе НЕ О НЕМ, а О СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ, носителем которых он является, и отнюдь не только он.
Я и мы все желаем Алексею Навальному здоровья и сил, скорейшего освобождения. Это, безусловно, его право иметь свою политическую линию, принципы и подходы. Но мы их категорически не разделяем.
Мы считаем важнейшей нашей задачей и целью — полное и всестороннее расследование отравления Навального. Но его политика — это другой вопрос, и проводить ее в жизнь мы не будем — она вредна и опасна для нашей страны. И потому просим его сторонников за нас не голосовать, т.к. мы честно говорим, что политику Навального реализовывать не будем.
Уважаемый Алексей Алексеевич, если Вас вдруг заинтересует, какую политику мы будем проводить, посмотрите нашу предвыборную программу.