Еще в прошлом месяце мы с Алексеем Владимировичем выступили с совместным заявлением об экологической политике России. Этот важнейший документ, предлагающий пути снижения заболеваемости и смертности в России, оказался политическим завещанием академика Яблокова. Вчера Алексея Владимировича не стало.
В течение многих лет Алексей Владимирович последовательно на самых разных уровнях поднимал вопрос о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, указывал на реальные масштабы катастрофы. Масштабы, которые скрывали и продолжают скрывать не только власти России, Украины и Беларуси, но и крупнейшие международные организации. “Европа очень сильно пострадала от Чернобыльской катастрофы, и тому, что МАГАТЭ и Всемирная организация здравоохранения закрывают глаза на последствия Чернобыля в центральных и западных европейских странах, можно найти только политическое объяснение, — говорил Яблоков. — 30 лет спустя пять миллионов человек живут на территориях, где жить опасно, в том числе 800 тысяч детей. Чернобыль по-прежнему рядом с нами”.
По учебникам и книгам академика Яблокова, крупнейшего ученого-биолога, учились и учатся в российских вузах миллионы студентов, а учебник по теории эволюции, соавтором которого был Алексей Владимирович, пережил уже несколько изданий.
Академик Яблоков был непререкаемым авторитетом в деле защиты не только природы, но и человека, его права на достойную жизнь. Таких, как он, называют совестью нации.Скромный, всегда открытый и готовый к диалогу, Алексей Владимирович был настоящим русским интеллигентом, каких остается, к сожалению, все меньше.
А еще Алексей Владимирович Яблоков был очень хорошим человеком и верным другом. Мы много лет работали вместе, он возглавлял фракцию «Зеленая Россия», много лет входил в состав Федерального политического комитета «Яблока». Для всех нас было очень важно, что Алексей Владимирович видел в «Яблоке» ту силу, которая может защитить и человека, и природу России.
Помним и бесконечно благодарны.