«Часто требуется больше мужества,
чтобы решиться на правильный поступок,
чем бояться совершить неправильный»

Авраам Линкольн

Недавняя смена председателя Совета Европейского союза — обычно формальная процедура в европейской бюрократической системе — стала довольно резонансной в мировом масштабе. 1 июля Совет ЕС возглавила Венгрия, и венгерский премьер-министр Виктор Орбан, ранее неоднократно заявлявший о необходимости дипломатического разрешения российско-украинского конфликта, сразу приступил к практической части своего миротворческого плана.

Уже 2 июля Орбан был в Киеве, где на встрече с Владимиром Зеленским призвал стороны к прекращению огня. Через три дня венгерский премьер отправился в Москву. На его встрече с Владимиром Путиным присутствовали глава МИД РФ Сергей Лавров, а также помощники российского президента Юрий Ушаков и Владимир Мединский (двое последних были ключевыми фигурами в переговорном процессе между Россией и Украиной весной 2022 года в Беларуси и Турции). Как и в Киеве, в Москве Орбан обратился к российской стороне с призывом о прекращении огня для начала переговоров с Украиной. Следующей остановкой в миротворческом блиц-турне Орбана стал Пекин. На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином центральной темой также был вопрос прекращения огня между Россией и Украиной. В целом Си поддержал идею Орбана, но подчеркнул, что достичь прекращения огня можно будет только в том случае, «если все крупные державы проявят положительную, а не отрицательную энергию». Из Пекина Орбан отправился в Вашингтон, где 9 июля начался саммит НАТО.

«Голубь мира в бронежилете». Бэнкси. 2003



Если исходить из того, что целью Виктора Орбана является достижение мира в Европе, то для обсуждения прекращения огня его маршрут логичен и разумен: Киев Москва Пекин Вашингтон — именно там находятся ключи к остановке кровопролития. Полезна и его встреча с турецким президентом Реджепом Эрдоганом, состоявшаяся на саммите НАТО в Вашингтоне. 

К сожалению, судя по политической истерике, которую ему закатила европейская бюрократия, на практике у венгерского лидера пока мало что получается, но его действия, направленные на достижение соглашения о прекращении огня и последующего построения конструкции будущих переговоров, совершенно верные.

Формальным поводом для турне Орбана, по интенсивности сравнимого разве что с челночными поездками госсекретаря США Энтони Блинкена на Ближний Восток, можно считать председательство Венгрии в Евросоюзе. Однако сам этот пост не наделяет Орбана никакими особыми представительскими полномочиями на международной арене. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и амбиции венгерского лидера, который видит особую роль Венгрии на европейском континенте и хочет подчеркнуть свое председательство в ЕС пусть неформальной, но очень важной дипломатической миссией. Однако в данном случае дело не в престиже Орбана и его политической карьере — масштаб и значение его миротворческой миссии несопоставим ни с какими амбициями. Это не помпезная бессмыслица, какой были встречи Трампа с Ким Чен Ыном пять лет назад — в них не было никакого практического смысла, кроме самопиара главных героев.

Надо отдавать отчет, что в сложившихся обстоятельствах, когда боевые действия между Россией и Украиной давно зашли в глухой тупик (а это подтверждают как многие профессиональные военные, так и ведущие мировые эксперты в области военного дела), любая существенная попытка обсуждения на государственном уровне вопроса прекращения огня — это шаг в сторону выхода. В последний год заявления о полной бесперспективности продолжения военных действий только множились. О невозможности стратегических и даже серьезных тактических успехов ни для одной из сторон говорят и пишут все чаще — и уже не только эксперты и публицисты, но и политики в разных странах. 

Тем временем ситуация, требующая прекращения огня, уже даже не созрела, а перезрела. Запустить процесс остановки боевых действий можно и нужно было осенью 2022-го — зимой 2023-го (см., например, статью «Прекратите!» от 4 февраля 2023). Почему именно тогда, нетрудно сообразить — достаточно вспомнить, что происходило на фронте в Херсонской, Николаевской и Харьковской областях.

Однако ни в тот момент, ни в последующие полтора года никто из мировых лидеров не решился предпринять какие-либо практические шаги, направленные на прекращение огня. Более того, судя по всему, понимание необходимости этих действий тоже отсутствовало: продолжающаяся гибель людей, похоже, нигде не являлась ключевым аргументом — ни в Москве, ни в Киеве, ни на Востоке, ни на Западе.

Очевидно, что в июле 2024 года ситуация изменилась. Нет, к сожалению, ценность человеческой жизни в глазах мировых лидеров по-прежнему едва ли имеет значение. Однако глобальный политический кризис, который усугубляется с каждым днем продолжения военных действий между Россией и Украиной, заставляет, по крайней мере, задумываться о такой опции, как прекращение огня. И в этом контексте миссия Орбана вне зависимости от того, с кем и как он согласовывает свои действия, не может быть изолированной акцией. За последними встречами венгерского премьера внимательно следят очень многие. Даже лидеры Евросоюза, официально открестившиеся от мирных инициатив Орбана, пристально наблюдают за его шагами.

Самое важное в его миссии заключается, пожалуй, в том, что он не абстрактно продвигает тему мирных переговоров и дипломатического решения конфликта — в его позиции отчетливо звучит тезис о прекращении огня как первого необходимого шага к такому решению.

Именно этот тезис обостряет восприятие, переводит абстрактные рассуждения о переговорах — которые при нынешних несовместимых позициях сторон могут продолжаться бесконечно — в практическую плоскость: прекратить огонь можно и нужно немедленно, а заниматься поиском решений других проблем, выработкой взаимоприемлемой формулы мира можно будет уже потом и сколь угодно долго. Главное, что в это время уже не будут гибнуть люди. Кстати, обоснование этого тезиса у Орбана единственно правильное: каждый день важен, потому что умирают люди, заявил он и Зеленскому, и Путину, и Си Цзиньпину. 

Конечно, не стоит питать иллюзий. Официальная реакция на предложения Будапешта была ожидаемо негативной со всех сторон. Зеленский заявил, что Венгрия вообще не может быть посредником между Россией и Украиной, что на эту роль годятся только США, Китай и Евросоюз. А Путин еще до встречи с Орбаном сказал, что «нельзя допустить, чтобы после прекращения огня этим прекращением противник воспользовался для того, чтобы улучшить свое положение». Кстати, позиция Киева по этому вопросу абсолютна идентична: там тоже утверждают, что Кремль обманет и во время прекращения огня будет готовиться к продолжению боевых действий (вообще, примечательно, что в Москве и Киеве практически одними и теми же словами аргументируют свои позиции: к примеру, Путин говорит, что время на стороне России, тогда как Зеленский заявляет, что время на стороне Украины). В США и в ведущих европейских странах вообще без какой-либо аргументации и грубо раскритиковали призывы Орбана к прекращению огня. 

Однако миссия Орбана все же достигла значимого результата: вопрос прекращения огня теперь обсуждается ключевыми участниками противостояния. В сложившихся тупиковых обстоятельствах единственно правильный подход — настойчиво говорить об этом со сторонами конфликта, несмотря на стартовую неготовность к реализации этого предложения. Цена этой, на первый взгляд, отчаянной попытки — сохранение жизней людей, которые гибнут каждый день. Иных перспективных вариантов в этой ситуации нет и еще долго не будет.

Попытка Орбана обсудить прекращение огня на самом высоком уровне может вернуть европейскую и мировую политику и дипломатию к реальности и конкретике. Это именно то, чего давно не хватало.

И ключевой повесткой июльского саммита НАТО в Вашингтоне вместо бесконечных обещаний Украине принятия в альянс в какой-то неразличимо отдаленной перспективе должна была бы стать констатация очевидного — необходимости скорейшего прекращения боевых действий и начала процесса урегулирования конфликта. Этого не случилось. Принято другое решение — о том, что «будущее Украины — в НАТО», и о поддержке Киева на «необратимом пути к полной евроатлантической интеграции». Нетрудно догадаться, какие последствия будут у этих заявлений. 

И это несмотря на то, что кроме Венгрии есть еще как минимум четыре члена НАТО, чье руководство открыто призывало к прекращению огня и переговорам. Это Болгария, Чехия, Словакия и Турция. Накануне саммита НАТО София заявляла о готовности выступить посредником в российско-украинских переговорах. Еще в марте этого года президент Болгарии Румен Радев призвал международное сообщество «направить усилия на прекращение огня в Украине и восстановление дипломатического диалога». Президент Чехии Петр Павел в мае заявил, что необходимо прекратить боевые действия в Украине, а сторонам конфликта — начать переговоры. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо в апреле также призывал к прекращению огня и переговорам, а на днях поддержал инициативу Виктора Орбана. Президент Турции Эрдоган в ходе встречи с Путиным на саммите ШОС в начале июля заявил, что Турция готова внести свой вклад и заложить основу для соглашения о прекращении огня.

И даже премьер-министр Индии Нарендра Моди, встречавшийся 8 июля с Путиным в Москве, призвал к переговорам. «Мы считаем, что война не решение. Решение не может быть посредством войны. Бомбы, ракеты и винтовки не могут обеспечивать мир, поэтому мы делаем акцент на диалоге, и диалог необходим», — сказал он

Однако — при всем уважении к восточноевропейским, турецким и даже индийским призывам к миру — вопрос прекращения огня в решающей степени зависит от готовности Вашингтона и лидеров ключевых западноевропейских стран к предметному обсуждению.

Но Белому дому сейчас не до этого: у правящих демократов глубочайший политический кризис накануне президентских выборов. Великобританию и особенно Францию тоже лихорадит внутриполитически. Хватает острых проблем и у руководства Германии.

Да и сама декларация вашингтонского саммита Североатлантического альянса больше похожа не на стратегию оборонного союза, а на развернутое предвыборное заявление президента США Джо Байдена, поскольку, как пишет западная пресса, «нервные мировые лидеры» обеспокоены тем, какие последствия для будущего НАТО могут быть у «хаоса Байдена». 

Поэтому главный вопрос, связанный с достижением прекращения огня между Россией и Украиной (а значит, и с прекращением массовой гибели людей), заключается в том, какая из реально влиятельных мировых политических сил сможет внятно и жестко этого потребовать (и отдельный вопрос — когда дойдут до этого руки и, главное, голова). При этом для мирового сообщества будет трагической ошибкой отказаться от трудных решений и посреднических миссий, переложив всю эту работу и ответственность на непосредственных участников конфликта — Москву и Киев. К сожалению, история последних десятилетий не внушает оптимизма: поражения США в Ираке и Афганистане, или удивительное непонимание надвигавшегося мирового финансового кризиса 20072008 годов, или недавнее внезапное объявление Эммануэлем Макроном досрочных парламентских выборов во Франции с последующим поражением его партии — все это (как и много других явлений в мировой политике) не свидетельствует об интеллектуальной мощи современных западных политических элит.

Крайне важно понимать, что прекращение огня должно быть достигнуто без каких-либо предварительных условий. Гарантами должны выступить США и Китай. Однако, пока на фронте и в тылу продолжают гибнуть люди, ни о чем договориться не получится. В этом принципиальная особенность этого противостояния. Сначала — прекращение огня, и лишь после этого — начало хоть каких-то серьезных переговоров. Только так, а не наоборот. Такова реальность.

А если наоборот (как заявили Орбану в Киеве и Москве) — если хотите продолжать все это, если хотите дальше спорить о предварительных условиях и обязательствах, — то тогда не удивляйтесь новым бедам. 

Будете продолжать? Ну так вот вам пляж в Севастополе! Вот вам детская больница в Киеве! Вот вам Белгород и Харьков! И так будет и дальше. Потому что до тех пор, пока не достигнуто прекращение огня между Россией и Украиной, будут происходить подобные и еще более страшные трагедии.

Со значительной долей уверенности можно утверждать: чем дольше будет продолжаться нынешняя форма конфликта, тем жестче и трагичнее будут последствия. Вплоть до большой войны с вероятностью применения ядерного оружия.

Нерешительность и трусость политиков, нежелание признавать реальность, не совпадающую с личными мечтаниями и демагогическими обещаниями, привели и приводят к колоссальным жертвам и катастрофическому уничтожению будущего. Повторю еще раз. Сегодня можно констатировать, что, если бы удалось достичь прекращения огня в конце 2022-го — начале 2023 года, это сохранило бы огромное число человеческих жизней, притом что ситуация на фронте за это время практически не изменилась. Более того, прекращение огня, достигнутое полтора года назад, существенно укрепило бы политическое положение Украины в мире. Но этого не произошло, все это время процессы развивались в противоположном направлении. И ответственность за сегодняшнее бесперспективное положение несут все те, кто сознательно отвергал и отвергает идею прекращения огня, все те, кто не поддерживал и не поддерживает призывы сделать это безотлагательно. 

И если сегодняшняя попытка качественного дипломатического прорыва — пока в виде инициативной миссии Виктора Орбана — не получит должного развития и будет похоронена, никакого другого выхода из тупика все равно на горизонте не появится. Люди продолжат гибнуть, а перспективы Украины станут еще мрачнее. 

И еще. О главном. Если сохранение человеческих жизней не является для мировых лидеров, ведущих политиков, общественных деятелей главной ценностью, если понимание абсолютной приоритетности жизни человека отсутствует в обществе, то с учетом беспрецедентных особенностей и стремительных темпов научно-технического прогресса в ХХI веке человечество ожидают очень мрачные времена.