В отсутствие современной честной оценки произошедшего 100 лет назад, российское общественное сознание обречено метаться между идеей революции как блага и единственного способа добиться перемен и идеей сбережения действующей власти во что бы то ни стало как единственно возможной формы существования в современном мире. О политических параллелях 1917 и 2017 годов и об оценке событий столетней давности рассказывает экономист и политик Григорий Явлинский.
Лекция Григория Явлинского в десяти тезисах:
- Завершилась эпоха постсоветской модернизации. Трансформация советской России в современную европейскую страну потерпела крах. Причины глубоки и серьёзны. Они отчасти связаны с историей, особенностями развития последнего столетия, но в решающей степени с ошибками и преступлениями в ходе трансформации, корыстной и лживой политикой. Маркером конца эпохи стали аннексия Крыма, война с Украиной, война в Сирии и, наконец, ядерный шантаж в целях возврата мира к порядкам середины XX века. Новая эпоха не выросла внутри старой — ни как её продолжение, ни как ее противоположность или альтернатива. Есть попытка вернуться к повестке дня, в которой существовал СССР, но вернуться невозможно. Поэтому на поверхность вылезли маргиналы: сталинисты, почитатели Ивана Грозного, неоязычники, православные фундаменталисты. Российское общество настойчиво приучают к мысли о близости и неизбежности войны.
- Смена эпох наблюдаются и в общемировом масштабе. Ситуация напоминает ту, которая была перед началом и в начале Первой мировой войны, в её основе — дезориентация, растерянность. Послевоенная экономическая система, в основе которой был индивидуализм и прагматизм, зародившаяся в США в 40-х гг. XX в. и нашедшая своё выражение в тэтчеризме и «рейганомике», привела к серьёзным последствиям. В течение ближайших 20 лет все страны окончательно разделятся на два неравных лагеря – будут развитые страны (где будет жить до 2 млрд человек) и неразвитые навсегда. Отсюда — проблема мигрантов. Не потому, что страны, откуда они уходят, бедные, а потому что там нет будущего. В мире происходит смена глобального экономического лидера – на смену США приходит Китай. Смена лидера всегда связана с крупными экономическими потрясениями. Но если раньше лидерство всегда переходило к государству с более современным политическим устройством, то сейчас это не так. Китай не является более современной политической системой. Европа утрачивает лидерство. Brexit, растущая популярность националистов в Германии, Франции, Польше, Венгрии и других странах – свидетельствуют о том, что она утрачивает свое важнейшее свойство — быть двигателем цивилизационного масштаба. Идёт четвертая промышленная революция — появление технологий, которые влияют на сознание, преобразуют его и психоструктуру человека. Эти технологии значительно опередили и человеческие возможности, и человеческие потребности. Человек оказался неподготовленным к таким переменам, он теряется, утрачивает представление о будущем. В результате люди во всем мире испытывают страх перед будущим. Настоящее смешалось с прошлым, потому что будущее совершенно непонятно. И отсюда появилось новое явление. Я его называю – «again policу», т.е. политика направленная в прошлое. Какую нужно проводить политику, чтобы не довести дело до большой войны, до коллапса? Нужно искать эволюционные решения, чтобы, никого не унижая, двигаться вперёд.
- Причина обрушения власти в России в феврале 1917-го – это нежелание и неспособность самодержавия эволюционно развиваться, адекватно отвечая на требования времени и новые угрозы. Российская элита, поддержавшая отречение Николая, не стремились уничтожить монархию. Она хотела заменить плохого царя на хорошего, выпустить пар общественного недовольства и несколько усовершенствовать государственное устройство. Ни к чему другому эти люди не были готовы — самодержавие не позволяло сформироваться новой государственной управленческой элите.
- Учредительное собрание в 1918 году должно было легитимировать демократическую форму правления. Но большевики проиграли выборы, свергли легитимную власть и толкнули страну на путь гражданской войны. Поскольку власть большевиков не имела легитимных оснований, постольку с самого начала они не могли обходиться без террора и лжи, которые стали системообразующими элементами государства. С этого времени в России нет легитимного государства.
- В 90-х проблема позитивной демократической легитимности власти так и не была решена. К старой лжи присоединилась новая — миф о неизбежности именно такого характера реформ. Государство, ответственное за резкое падение уровня жизни абсолютного большинства населения, стало сознательно заигрывать с «державной» составляющей национального сознания. В политике восторжествовала циничная политическая целесообразность. Государство не создало легитимную частную собственность, основанную на массовой собственности. Люди стали воспринимать власть не как общественную функцию, а как инструмент личного обогащения.
- События последних пятнадцати лет убедительно показали, что в условиях, когда ведущую роль на всех этажах власти играют люди с советским номенклатурным и «понятийным» сознанием, модернизация невозможна в принципе, как невозможно и создание конкурентоспособной рыночной экономики. Нынешняя система нереформируема.
- Тема Февральской революции очень важна, потому что сегодняшняя российская власть и её политика буквально во всех проявлениях — это власть самодержавно-большевистская. Современный большевизм в частности включает в себя и квази-общественный договор о нераскрытии преступлений, берущих своё начало в октябре 1917 года, о забвении их жертв, продолжении корыстного искажения отечественной истории, полном смешении в ней до неотличимости добра и зла. Для современной власти согласиться с возможностью внятного объяснения смысла событий февраля и октября столетней давности, признать преступления советского периода буквально означает начало конца.
- Примирение без обличения зла – это прямое оправдание зла. Оправдание — признак сознательной готовности снова воспользоваться этим злом. Вот почему необходимы государственная, общественная, правовой и морально-нравственная оценки прошедшему столетию. (20 съезд КПСС дал внутрипартийную, но не государственную оценку событий).
- Сейчас перед нами перспектива новой попытки реализовать после перевыборов Путина 2018 года миф о возвращении в квази-СССР с новой Ялтой, «сферами влияния» и угрозой ядерной войны. То есть, движение в прошлое, вернуться в которое невозможно это и рано или поздно приведет к очередной всероссийской катастрофе. В российском обществе раньше или позже наступает понимание архаичности и неприемлемости самовластия.
- Альтернатива такому развитию событий — другой президент, смена власти и создание легитимного государства, отказавшегося от лжи, восстанавливающего в России историческую преемственность, для которой и самодержавие, и большевистский тупик стали препятствием. Нужно готовить новое Учредительное собрание. Подготовка к нему будет очень сложной и длительной. Необходим масштабный процесс осмысления сложившегося к настоящему времени положения России, её геополитического места в мире, а, следовательно, неизбежно широкое обсуждение проблем государственности и особенностей российской экономической системы.
Видео: Глеб Лиманский, Кристина Прудникова