Это началось в ноябре 1994 года в Чечне. Тогда российские власти сформировали из наших военных отряд «наемников». Сняли с них погоны, раздали поддельные документы и отправили штурмовать Грозный. Чеченцы их разгромили. Многие погибли, десятки были взяты в плен. Российское государство демонстративно отказалось от своих солдат: «Мы их не знаем», — в один голос заявили и директор Федеральной службы контрразведки (предшественница ФСБ), и министр обороны, и руководство МВД. «Если вы их не знаете, — ответил Дудаев, — значит, мы их будем считать наемниками и расстреляем». Как депутат Госдумы я официально заявил о признании плененных солдат и офицеров российскими военнослужащими, лично поехал в Чечню и вел переговоры с Дудаевым, чтобы наших ребят вернули матерям и женам. С очень большим трудом удалось вывезти семерых живых, а еще привезли гробы с собранными на улицах останками тел, которые уже жрали собаки. 

Уничтоженная российская бронетехника в Грозном. 27 ноября 1994 года // AFP

Потом Россия устроила две кровавые чеченские войны — с ковровыми бомбардировками чеченских деревень под восторженные вопли кумиров московской интеллигенции о «возрождающейся в Чечне российской армии». Эти войны стоили России десятков тысяч человеческих жизней — среди гражданского населения Чечни, российских военнослужащих и сепаратистов. Точных цифр не обнародовано до сих пор. Кстати говоря, сегодня все, что мы имеем в Чеченской республике, — это, по существу, плата Москвы за поражение в тех кровавых войнах.

В 2014 году Россия развязала войну на востоке Украины. Направила туда оружие, тысячи военных и наемников. Вскоре обратно пошли гробы. В России стали множиться безымянные могилы. Российские власти отказывались признавать, что на территории Украины с оружием в руках действуют российские военные. Это вранье продолжалось восемь лет. За эти годы в Донбассе погибло свыше 13 тысяч человек — мирное население, военнослужащие украинской армии, сепаратисты, российские наемники. Все знают, что гибель этих людей, как и, скорее всего, случайно сбитый малазийский самолет, — результат необъявленной войны. Ответственность за эти жертвы несет тот, кто затеял эту войну.

24 февраля Путин начал войну против суверенного государства Украина, против украинского народа, а по сути — против всей современной цивилизации. В чем же «вина» украинцев? Оказывается, в том, что они хотят, чтобы президент регулярно сменялся на выборах, чтобы был независимый суд и разделение властей, чтобы соблюдались права человека и не было коррупции… Конечно, не все получается. Это непросто, такие процессы требуют десятилетий. Ну и что? Какое дело до этого Москве?! «Украинцы хотят жить по-своему? Не позволим!» — вечная позиция Кремля. И вот российская армия наносит удары по соседней стране — и по военным объектам, и по гражданским. Гибнут украинские военные и мирное население — старики, женщины, дети. Сколько на самом деле погибших, пока не знает никто.

Уничтоженная российская бронетехника в городе Буча, Киевская область, Украина. 1 марта 2022 года // AP/Serhii Nuzhnenko



Тем временем в России, как обычно, непрерывно лгут обо всем: и об украинских жертвах, и об обстрелах, и о потерях среди своих… Российские власти, отправив на войну в соседнее государство своих солдат, отказываются называть собственные военные потери. И это понятно: власти боятся, что русские люди узнают о своих убитых сыновьях, мужьях, отцах, друзьях, соседях. 

Убитых за что? Нет ответа. Но рано или поздно люди узнают правду.

Мы, партия «Яблоко», официально требуем немедленно предоставить нам возможность организовать процесс обмена пленными и телами погибших. В России узаконено сокрытие жертв, даже родственники не могут сообщать о гибели члена семьи обществу (вплоть до уголовной ответственности, согласно президентскому указу еще от 2015 года). В том числе поэтому обмен пленными и телами погибших на фоне продолжающихся военных действий становится ключевой, первоочередной национальной и человеческой проблемой. 

У нас есть такой опыт еще со времен чеченских войн, и МЫ ГОТОВЫ СЕГОДНЯ ПРЕДОСТАВИТЬ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У НАС ВОЗМОЖНОСТИ, СИЛЫ, ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО КОРИДОРА ДЛЯ ОБМЕНА ПЛЕННЫМИ И ПОГИБШИМИ В УКРАИНЕ. МЫ ТАКЖЕ СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНЫЕ МАРШРУТЫ ЭВАКУАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ В ЭТОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ. БЕЗ ЭТОГО ЧИСЛО ПОГИБШИХ БУДЕТ МНОГОКРАТНО ВЫШЕ.

Чтобы прекратить гибель людей, нужно остановить войну! Еще с 13 февраля мы ведем кампанию «Нет войне!». Присоединяйтесь, подписывайте петиции, требования, обращения. 

СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ ВЕСЬ РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ МИТИНГОМ ПРОТЕСТА!

Требуем немедленного прекращения всех военных действий на территории Украины и возвращения российских военных и техники в места постоянной дислокации!

Нет лжи! Нет войне!