Опубликована в «Российской газете» 22.03.2000 г. (в сокращении)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

На посту Президента России я намерен, неукоснительно соблюдая Конституцию Российской Федерации, обеспечить необратимость демократического развития страны, добиться существенного повышения реальных доходов россиян, ликвидировать нищету, сделать важнейшими приоритетами государственной политики образование и науку.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

1.         создание эффективной системы управления государством,

2.         снижение уровня коррупции и преступности,

3.         создание эффективной судебной системы,

4.         облегчение налогового бремени,

5.         легализация теневой экономики,

6.         прекращение бегства капитала,

7.         привлечение долгосрочных инвестиций в экономику,

8.         укрепление гарантий частной собственности,

9.         обеспечение стабильности на Северном Кавказе,

10.       переход к профессиональной армии.

Кроме того, важнейшей задачей считаю повышение роли России в мире и укрепление ее престижа на международной арене.

Достижение этих целей требует реализации целого комплекса реформаторских направлений.

I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Без эффективной власти реформы невозможны. Бессмысленны любые программы, если государство бессильно их реализовать. Кризис российской государственности имеет отчетливые признаки: неуправляемость властных структур, коррупция, сращивание органов правопорядка с организованной преступностью, разрушение единого экономического и правового пространства России. Для преодоления кризиса российской государственности необходимо проведение целенаправленной политики в следующих сферах.

Политика защиты прав и свобод граждан

Я выступаю за создание в России такого государства, которое было бы целиком и полностью подчинено интересам граждан. Права человека, гражданские права и свободы, которые сегодня являются пустыми декларациями, должны стать нормами прямого действия для каждого чиновника. Основой государственной идеологии должен стать принцип «Не граждане для государства, а государство для граждан». […]

Судебная политика

Приоритетное направление моей политики — обеспечение реальной независимости судов. Эта политика включает в себя:

1.         Обеспечение гарантий бесперебойного и достаточного финансирования федеральных судов исключительно из федерального бюджета;

2.         Прямой запрет на финансирование, иные формы материальной поддержки судов из других источников;

3.       Ужесточение уголовной ответственности должностных лиц любого уровня за попытки оказать давление на суд; […]

Федеративная политика

Один из самых явных признаков дезорганизации государственной власти — неурегулированность отношений между Федерацией и ее субъектами. В руках губернаторов и президентов республик сосредоточена огромная власть, перед которой оказались беззащитны граждане и бессилен Федеральный центр.

Федеральные структуры в регионах зачастую не способны осуществлять свои полномочия, превращаясь в придаток региональных властей. Особенно опасен процесс фактического перехода под контроль региональных администраций федеральных силовых структур. В ряде регионов не выполняются федеральные законы и Конституция России. […]

Первоочередная обязанность нового Президента России — обеспечить эффективное федеральное присутствие в регионах. Ремонт государственного механизма России необходимо начать с восстановления управляемости федеральных структур: министерств, ведомств и прокуратуры. Для решения этой задачи нужно предпринять следующие меры:

1.         Законодательно разделить между Федерацией и ее субъектами полномочия исполнительной власти […]

2.         Устранить систему двойного подчинения региональных подразделений Прокуратуры, министерств (в первую очередь МВД) и ведомств, а также практику согласований при назначении их руководителей с региональными властями;

3.       С целью облегчить управление федеральными структурами и свести к минимуму влияние на них региональных властей создать систему федеральных округов, охватывающих территорию нескольких субъектов РФ;

4.  Разрешить субъектам РФ создавать в рамках их компетенции самостоятельные региональные правоохранительные органы (милицию общественного порядка, региональные прокуратуры и т. д.) во исполнение полномочий, установленных федеральным законом;

5.   Установить административную ответственность за присвоение региональными властями полномочий федеральных органов власти, а также выполнение федеральными чиновниками незаконных нормативных актов и распоряжений;

6.         Разработать механизм приведения региональных правовых актов в соответствие с федеральными законами, в том числе путем «опережающего контроля» на этапе их подготовки;

7.         Добиться своевременного финансирования федеральных структур из федерального бюджета, введя при этом запрет на финансирования их из бюджетов других уровней и иных источников;

8.         Наделить суды общей юрисдикции правом отменять действие региональных законов;

9.         Создать реальный механизм федерального контроля за

•          финансовой деятельностью субъектов РФ;

•          соблюдением субъектами РФ федеральных стандартов (социальных, образовательных и т.д.).

Решение большей части этих задач крайне затруднительно до тех пор, пока Совет Федерации существует в его нынешнем виде. Было бы наивным ожидать от губернаторов, которые сегодня по должности являются членами верхней палаты, одобрение законов, направленных на ограничение их собственной власти. Поэтому одной из важнейших задач президента я считаю изменение порядка формирования верхней палаты. Совет Федерации должен состоять из избираемых депутатов, статус которых несовместим с должностями в системе исполнительной власти любого уровня. Это позволит губернаторам и президентам республик в составе РФ полностью сосредоточиться на управлении регионами, а представлять интересы населения регионов будут избранные для этой цели депутаты. […]

Муниципальная политика

[…] Местное самоуправление доказало, что оно способно решать насущные проблемы людей. В должности Президента я буду добиваться:

•          расширения гражданского участия в органах местного самоуправления и гражданского контроля за ними;

•          обеспечения достаточной и стабильной финансовой базы местного самоуправления;

•          укрепления института муниципальной собственности на недвижимость и землю;

•          отмены законов субъектов РФ, нарушающих права граждан на местное самоуправление. […]

Будет усилена ответственность органов МСУ за действия, противоречащие самой природе этого института: сосредоточение власти в руках одного человека или узкой группы лиц, непредоставление гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой деятельности […].

Антикриминальная политика

Решающие действия по борьбе с преступностью и коррупцией должны быть произведены уже в первые месяцы власти нового Президента. […] Я не могу обещать, что к концу президентского срока коррупция будет полностью ликвидирована, однако я беру на себя обязательство сделать так, чтобы воровать в России стало страшно и опасно, а не престижно и приятно, — как это происходит сегодня.

Основные усилия должны быть сосредоточены на борьбе с наиболее общественно опасными видами коррупции. Прежде всего, с теми, которые связаны с организованной преступностью. Необходимо:

1.         Обеспечить политическую защиту следственных органов и суда с целью завершения целого ряда нераскрытых преступлений, вызвавших наибольший общественный резонанс, но «спущенных на тормозах».

2.         Изменить уголовно-процессуальное законодательство в сторону правовой и социальной защиты свидетелей, а также лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами в преступных сообществах […]

3.         Разработать систему мер, направленных на улучшение материально-технического оснащения милиции, повышение социальной защищенности милиционеров и их семей.

4.         Создать систему проверки соответствия доходов и расходов должностных лиц по аналогии с проверкой ЦИКа декларации о доходах и имуществе. […]

II. Стратегия экономического роста

[…] Моя экономическая программа подразделяется на два этапа. Такой порядок позволяет, с одной стороны, экономить силы и время, с другой стороны, максимально сосредоточиться на прорывном направлении.

Первый этап (2000-2002 гг.).
Создание условий для экономического роста

Вся экономическая политика концентрируется на раскрутке экономического маховика и запуске инвестиционного процесса. В частности, снижается уровень прямых налогов на предприятия и физических лиц; создаются предпосылки легализации теневой экономики; запускаются крупнейшие инвестиционные проекты. Для достижения поставленных целей мною будут предприняты следующие шаги:

Положить конец разграблению страны (первоочередные меры)

В первые месяцы президентского срока предпринимаются следующие меры:

•          усиливается таможенный контроль, […] ликвидируются «особые таможенные зоны», пересматриваются таможенные соглашения, наносящие ущерб России;

•          пресекается административный произвол при выдаче лицензий на вырубку леса, вылов рыбы, пользование иными биоресурсами, обеспечивается реальная конкурсность при выделении квот за пользование ими;

•          наводится порядок в оффшорном бизнесе […]

Налоговая реформа

Лозунг налоговой реформы — снижение ставок и вычет затрат в обмен на легализацию теневых доходов. Цель заключается в снижении налогового бремени без потерь в доходах бюджета за счет стимулирования перехода «теневого бизнеса» на легальную основу. Для этого

•          по подоходному налогу расширяются возможности вычета из налогооблагаемой базы расходов, осуществленных гражданином внутри страны (например, на образование, покупку отечественных лекарств, стройматериалов, автозапчастей и т.д.), в результате чего эффективная (реальная) ставка данного налога снижается до 10%;

•          вычитаются все производственные и инвестиционные затраты из базы налога на прибыль, в результате чего эффективная (реальная) ставка данного налога снижается до 20%;

•          вводится единый налог на сельхозпроизводителей и малый бизнес;

•          вводится регрессивная (убывающая) шкала по социальным платежам;

•          сокращаются налоги, взимаемые с оборота (например, дорожный налог).

Расчеты показывают, что падение доходов бюджета при такой политике будет краткосрочным (немногим более полугода). В то же время очевиден долгосрочный эффект от снижения наиболее тяжелого для производителя вида налогов и вывода из тени значительной части экономики.

Стимулирование инвестиций

Ключевое направление — принять законы, стимулирующие внутренние и иностранные инвестиции:

•          принимаются поправки к законодательству о соглашениях о разделе продукции с целью стимулировать инвестиции в месторождения с большими, но трудно извлекаемыми запасами, требующими масштабных инвестиций […]

•          обеспечивается возможность репатриации валютного эквивалента рублевых инвестиций, вводится жесткая регламентация свободных экономических зон […]

•          разрабатывается рамочный закон о государственной поддержке крупнейших инвестиционных проектов и законы о защите прав инвесторов, малых акционеров, вкладчиков. […]

Банковская реформа

Задачи — восстановить доверие населения к банкам, обеспечить надежность банковской системы и стимулировать перетекание капитала в реальный сектор. Необходимо:

•          создать систему гарантирования вкладов в коммерческих банках;

•          развивать ипотечные схемы по работе с недвижимостью;

•          активно проводить санацию банковской системы путем ликвидации неплатежеспособных банков и поощрять слияние и укруп-

Банковская реформа

Задачи — восстановить доверие населения к банкам, обеспечить надежность банковской системы и стимулировать перетекание капитала в реальный сектор. Необходимо:

•          создать систему гарантирования вкладов в коммерческих банках;

•          развивать ипотечные схемы по работе с недвижимостью;

•          активно проводить санацию банковской системы путем ликвидации неплатежеспособных банков и поощрять слияние и укрупнение средних устойчивых банков, при этом стремясь свести к минимуму потери частных вкладчиков. […]

Реформа денежно-кредитной политики

Задача — перейти к политике управления денежной массой, направленной на снижение ставки процента с целью ускорения экономического роста при сдерживании инфляции; […]

Создание системы управления государственным долгом

Стратегическая цель — отказаться от строительства пирамиды государственного долга, вернуть доверие кредиторов и через повышение кредитного рейтинга страны привлечь стратегических инвесторов в реальный сектор, прежде всего в перспективные наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности. […] Реформа бюджетной политики

Задача — обеспечить прозрачность и исполняемость бюджета.

Предлагается:

•          завершить переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета и форсировать внедрение региональных и местных казначейств;

•          консолидировать в бюджет дорожный фонд;

•          модернизировать систему финансового выравнивания, ориентировав ее на снижение диспропорций экономического и налогового потенциала субъектов РФ;

•          сократить расходы на государственное управление;

•          исключить финансирование дефицита за счет эмиссии;

•          внедрить конкурсное финансирование государственных закупок, услуг НИОКР, оборонного заказа на основе механизма Федеральной контрактной системы;

[…]

Аграрная политика и земельное законодательство

Основная цель — формирование эффективного земельного собственника. Создается инфраструктура земельного рынка — государственный земельный кадастр, институты оценки, механизмы продажи, залога (ипотеки), аренды земли. Земельная реформа осуществляется постепенно, на основе тщательно разработанного земельного законодательства, с учетом региональных особенностей и мнения населения. При этом вводится ряд ограничений на свободный оборот земли: сельскохозяйственные земли используются только по назначению, их запрещается покупать иностранцам, законодательным собраниям регионов разрешается устанавливать сроки, в течение которых не может быть осуществлена перепродажа земли….]

В результате реализации этих мер к концу первого этапа заметно увеличатся доходы граждан; уменьшится социальное неравенство; оживет промышленное и сельскохозяйственное производство; резко возрастет число занятых в малых предприятиях; снизится уровень коррупции в госаппарате; постепенно начнет возвращаться доверие населения к Правительству, российским банкам; оживет финансовый рынок; прояснятся отношения с иностранными кредиторами.

Второй этап (2002-2004 гг.).
Экономический рост

[…] На втором этапе происходит концентрация усилий для обеспечения начала экономического роста:

Налоговая политика

Постепенный перенос акцента с косвенных на прямые налоги по мере роста бюджетных доходов в связи с реализацией первого этапа налоговой реформы. Полная отмена оборотных налогов. […]

Промышленная политика

Государство берет на себя формирование благоприятной конкурентной среды для предприятий. Осуществляется разумный протекционизм высокотехнологичных и инновационных отраслей. Одним из механизмов реализации промышленной политики становится Федеральная контрактная система.

Формируютси и реализуются 10—15 (не менее 3—5 млрд. долл. каждый) инвестиционных проектов в перспективных отраслях российской экономики с поддержкой государства и международных финансовых организаций и банков, а также с участием иностранных партнеров, в автомобилестроении — программа «Народный автомобиль» — в космической и авиационной промышленности, ВПК, связи, транспорте).

Бюджетная политика

Пересматриваются приоритеты бюджетной политики с цепью перехода на модель «государства развития»: дальнейший рост расходов на образование и науку, государственные гарантии инвестиций под высокотехнологичные проекты и развитие инфраструктуры. […]

Перераспределение собственности рыночными методами

Активизация процедур банкротств стимулирует переток собственности к тем, кто заинтересован в развитии предприятия. При этом исключительно важно не допустить дискриминации как отечественных, так и иностранных инвесторов. […)

Развитие финансовых рынков

Усилия государства направляется на развитие инфраструктуры, совершенствование конкуренции на финансовых рынках, их укрупнение, развитие вторичного и внебиржевого рынков, […] упрощение доступа предприятий к рынку капитала, обеспечение раскрытия информации, защиту прав акционеров, расширение доступа населения к рынку ценных бумаг. […]

Второй этап закладывает фундамент современной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивает структурную перестройку промышленности на постиндустриальной основе […] Второй этап выводит экономику на траекторию устойчивого роста валового внутреннего продукта в 8—10% в год.

III. Социальная стратегия

[…] Принципом нашей социальной политики является ее адресность. В области социального обеспечения будет осуществляться переход на адресную систему выплат по заявительному признаку, что позволит существенно увеличить помощь действительно нуждающимся. […]

Политика доходов

[…] Политика доходов будет направлена на повышение платежеспособного спроса населения, […] повышение стимулов работника к честному труду, перевод теневой экономической деятельности на легальную основу (так как помимо потерь для бюджета занятость в теневом секторе сопровождается отсутствием каких-либо социальных гарантий), устранение факторов, ведущих к росту скрытой и открытой безработицы. Для этого будут приняты следующие меры:

•          уровень минимальной оплаты труда (МРОТ) постепенно приближается к прожиточному минимуму, в то же время МРОТ освобождается от несвойственных ему функций (база для исчисления штрафов, стипендий и т.д.);

•          оклады работников бюджетной сферы, выплачиваемые в соответствии с единой тарифной сеткой, повышаются в два раза;

•          ETC становится обязательным минимумом на всей территории РФ;

•          устанавливаются четкие процедуры согласования вопросов оплаты труда через коллективные договоры;

•          вводится ответственность работодателя за задержку и невыплату зарплат. […]

В области пенсионного обеспечения реализуются следующие меры:

•          возрождаются трудовые пенсии, учитывающие индивидуальный трудовой вклад;

•          вводится практика дифференцированных доплат пенсионерам;

•          учреждается социальная пенсия с поэтапным доведением ее до уровня прожиточного минимума пенсионера;

•          вводится динамичная пенсия, учитывающая динамику заработной платы;

•          сохраняются и увеличиваются льготы (включая повышенные пенсии) труженикам Крайнего Севера. […]

IV. Гуманитарная стратегия — инвестиции в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал — это комплексная система мер государственной политики, направленная на улучшение качества жизни населения, и на этой основе — развитие трудового, интеллектуального и творческого потенциала нации. Речь также идет о политике воспроизводства высококвалифицированных кадров, без которых невозможно развитие современной экономики. […]

Образовательная политика

Политика в области образования будет направлена на предоставление общедоступного бесплатного, качественного базового (среднего) образования, широкий спектр возможностей получения специального и высшего образования на уровне мировых стандартов.

Образовательная политика включает в себя следующие направления:

1. Приоритетное финансирование образования, что в условиях жестких бюджетных ограничений достигается через внедрение следующих механизмов:

•          введение единого федерального образовательного стандарта; […]

•          обеспечение финансирования школы через целевые бюджетные фонды, создаваемые на всех уровнях бюджетной системы;

•          предоставление налоговых льгот благотворителям и инвесторам системы образования;

•          целевое выделение средств из бюджетов всех уровней на восстановление аварийных зданий учреждений образования;

•          систему социальных гарантий работникам образования […]

2.         Поощрение развития эффективного частного образования.

3.         Поощрение смешанных форм финансирования образования, в том числе путем создания попечительских советов в школах и вузах. […]

Политика здравоохранения

Забота о здоровье народа должна быть такой задачей, о выполнении которой Президент ежегодно отчитывается перед Федеральным собранием.

Я буду добиваться того, чтобы система здравоохранения реально обеспечивала широкий набор бесплатных услуг, охватывающих все амбулаторное и стационарное лечение, всеобщую эффективную профилактику заболеваний, способствовала снижению детской смертности и росту продолжительности жизни. […}

Государственный сектор должен быть дополнен частным (прежде всего за счет добровольного медицинского страхования) для тех, кто может и хочет обеспечить себе более высокий уровень комфорта и качества здравоохранения. Механизм списания из облагаемой базы подоходного налога, налога на прибыль документально подтвержденных затрат на лечение (см. выше — налоговая реформа) будет содействовать как удешевлению платных медицинских услуг, так и полной их легализации, что облегчит задачу контроля за их качеством. […],

V. Стратегия национальной обороны и безопасности

Тремя основными опорами национальной безопасности России являются эффективные Вооруженные силы, военно-промышленный потенциал, разумная внешняя политика.

[…] Необходима комплексная военная реформа, цель которой — сокращение армии до 800—600 тыс. человек при сохранении ядерного щита и росте мобильности армии на профессиональной основе. […] Комплексная военная реформа предусматривает следующие мероприятия:

1.         Сокращение армии и ее переход на контрактную профессиональную основу. До этого должно быть достигнуто оптимальное сочетание контрактников и призывников, чему должно содействовать принятие закона об альтернативной гражданской службе и сокращение на первом этапе срока военной службы до 1 года.

2.         Залогом правового и гражданского порядка в Вооруженных силах я считаю занятие должности министра обороны гражданским лицом. […]

3.         Переход от количества к качеству. Сокращение Вооруженных сил должно компенсироваться повышением их боеспособности. Главный акцент в военной реформе ставится на улучшение условий жизни и службы военных, повышение уровня боевой подготовки войск, оснащение армии современным оружием и комплектование ее на профессиональной основе. […]

Развитие военно-промышленного потенциала

Конкретным механизмом реализации государственного оборонного заказа должна стать Федеральная контрактная система, выступающая в роли единого заказчика продукции промышленных предприятий, в т.ч. предприятий ВПК, для государственных нужд. Переведя отношения госзаказчика и подрядчика на контрактную основу, мы добьемся неукоснительного соблюдения обоими взаимных обязательств, что повлечет за собой резкое снижение задолженности по оборонному заказу. Кроме того, под Федеральный контракт, заключенный с государством, предприятие-подрядчик сможет получить кредит в банке. Федеральный контракт будет работать как эффективный инструмент привлечения средств в производство. […]

Другая важнейшая задача, которую следует незамедлительно решать, — это справедливое распределение прав собственности и прибыли на производимые вооружения между государством, разработчиками, производителями и продавцами. […]

Внешняя политика

Главную цель внешней политики России я вижу в создании благоприятных условий для преодоления глубочайшего социально-экономического кризиса. Другими важнейшими целями являются:

•          упреждение угроз национальной безопасности;

•          защита соотечественников за рубежом;

•          соразмерное нашим экономическим возможностям участие в решении региональных и глобальных проблем.

Российская внешняя политика должна строиться на следующих основных принципах:

1.         У России нет постоянных друзей или врагов, у нее есть только постоянные национальные интересы;

2.         Нашими естественными союзниками являются страны открытого общества, демократии, соблюдающие права человека.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результатом реализации данной программы будет окончательный поворот к созданию в России в XXI веке:

1.         Человекосберегающей общественно-политической системы, при которой государственные решения принимаются исключительно в интересах граждан;

2.         Сильного и эффективного правового государства, состоящего на службе у граждан, гарантирующего соблюдение гражданских прав и свобод, прав частной собственности, права на жизнь и социальное благополучие, способного защитить безопасность граждан, территориальную целостность страны, единство ее правового, экономического и информационного пространства;

3.         Социально ориентированной рыночной экономики, основанной на принципах частной собственности и конкуренции, опирающейся на высокий образовательный уровень нации, ее научные и технологические достижения (а не только на сырьевые ресурсы), — залога возвращения нашей страны в число ведущих государств мира;

4.         Открытого гражданского общества, способного быть самостоятельным партнером государства, контролировать его, а при необходимости — противостоять его произволу;

5.         Мощного среднего класса как основы социальной стабильности и движущей силы динамичного развития страны.

Выполнение этой программы будет решительным шагом на пути сохранения целостности и независимости России как великой евразийской страны и ее дальнейшего развития в русле европейской цивилизации.

Публикуется на бесплатной основе в соответствии со ст. 44, 47, 50
ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

22.03.2000 г. «Российская газета»