Заканчивается год памяти о событиях, произошедших в России 100 лет назад. Путин и его власти убедительно продемонстрировали, хотя и в современной оболочке, свою принципиальную преемственность с большевизмом и сталинизмом (см. статью Большой террор и современный большевизм). Кремль категорически отказался от общественной дискуссии об уроках истории, столь необходимых для понимания перспективы страны и выстраивания дороги в будущее.
Путин сделал главным юбилеем года столетие ЧК и делает все для того, чтобы в общественном и политическом поле в России на ближайшие годы остался только один непререкаемый лидер — вождь, только один тренд — на популизм, изоляцию, имперство и порядок со сталинским душком. В такой общественно-государственной схеме в принципе не нужны люди с чувством собственного достоинства, люди с современными гуманистическими представлениями о жизни, люди с честным и искренним видением истории страны. Однако именно понимание или непонимание истории государства определяет, каким оно станет в будущем.
19 января — главная дата «года столетий», точка самого трагического слома естественного хода истории России. Сто лет назад (6 января 1918 года по старому стилю) было разогнано Учредительное собрание. Депутаты Учредительного собрания, избранные на первых в России всенародных прямых выборах, отказались признавать власть большевиков, осуществивших государственный переворот и к тому же проигравших выборы. Первые в истории депутаты свободной республиканской России отказались быть декорацией узурпаторского террористического режима. Утром 6 (19) января Учредительное собрание было разогнано большевиками и «революционными матросами». Были расстреляны лидеры кадетской партии Федор Кокошкин и Андрей Шингарев.
Для будущего современной России прецедент и опыт Учредительного собрания (включая подготовку выборов, избирательную кампанию и сами выборы) исключительно ценен. Также, кстати, как и опыт Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 гг., когда на первом за 300 лет Соборе было восстановлено патриаршество в Русской церкви. Все это было живым творческим политическим процессом русского народа во всей своей сложности и многообразии. Последующее столетие это живое творчество выкорчевывали и убивали. Продолжают убивать и сегодня. Но именно это живое творчество русского народа и есть то зерно, которое необходимо сохранить в памяти, в политическом мышлении. Потому что в таком отношении к народу и к стране надежда на будущее для России1.
Но суть системы Путина совсем в другом — в отрицании реальности, навязывании стране самой примитивной повестки дня, умышленном разрыве причинно-следственных связей. Главное для путинского официоза — чтобы люди не поняли, что низкий уровень жизни, рост цен и тарифов, нарастание бедности и острого ощущения социальной несправедливости являются прямым следствием войны с Украиной и участия в гражданской войне в Сирии, результатом милитаризации экономики, санкций и контрсанкций, самоизоляции от Европы, Запада, всего мира. Иными словами, стагнация экономики России — следствие навязанного Путиным стране провального политического курса.
Прямо как у Александра Блока:
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут…
Глава государства отрицает реальность, его сравнительный анализ мумии Ленина и святых мощей — яркое тому доказательство. Такое отрицание выдавливает страну и людей из времени и пространства. Особенно заметно это накануне предстоящих президентских «выборов», когда Путин, декларируя главные задачи, игнорирует коренные проблемы, без решения которых государство не сможет не то что развиваться, но существовать. Речь идет о переустройстве государства на основе верховенства права, о неприкосновенности частной собственности, о политической конкуренции, о независимой судебной системе, о регулярной сменяемости власти, о прекращении военных авантюр, о честном понимании истории и современности страны на основе нового политического мышления, противоположного популизму и примитивизму.
Решать эти задачи нужно немедленно. Другой исторической возможности создать национальную идентификацию, адекватную миру XXI века, может и не быть. И это не интуитивное, а вполне рациональное соображение: если не избавиться от всеобъемлющей государственной лжи и цинизма, ничего не будет — ни реформ, ни развития. А если не будет развития, то Россия безнадежно отстанет от цивилизации XXI века, и тогда нашу страну ожидают мрачные и бесперспективные времена. Общество еще не оценило всей серьезности положения, истинного масштаба происходящего. Обменять свободу на колбасу не получится. Как в итоге не получилось ничего «для ребят» без Учредительного собрания. Семьдесят лет пробовали — отдали свободу, но колбасы так и не дождались.
Борьба за свободу и возможность творчества — обязательное условие выживания и самосохранения в современном мире. Можно какое-то время брезгливо отворачиваться от грязной повседневной работы, откладывать… Но это как лечить зубы: тяни, не тяни, а начинать надо. И хорошо бы успеть, пока не стало совсем поздно. Можно, конечно, и уехать из страны, но это все равно что заменить собственные зубы вставной челюстью.
Задача голосования на предстоящих «выборах» — показать (стране, миру, власти, но прежде всего самим себе), что зерно общественного интеллекта в России есть. Безусловно, за пределами этой задачи основная часть работы, и ее непочатый край. Но если из-за всяких глупостей, отказа заявить свою позицию политически, а не сидя на диване, получим незначимый результат, это будет означать безоговорочную капитуляцию всего образованного класса России.
А если результат нашего голосования будет массовым, заметным, таким, какой нельзя скрыть никакими фальсификациями, то, даже проиграв бой сейчас, мы сможем продолжить борьбу за будущее. Мы выйдем из этой кампании, сохранив потенциал мысли и действия и знамена наших идеалов. Мы создадим новое мощное политическое движение и сможем реально победить уже в ближайшие пять-шесть лет. И вот тогда мы обязательно вернемся к точке отсчета — к тому, что значит для России Учредительное собрание.
_____________
1 О значении Учредительного собрания и переосмысления всего исторического опыта прошедших 100 лет: «Ложь и легитимность», «Уроки Учредительного собрания», «Возвращение к Февралю».