Антикризисный план по борьбе с последствиями пандемии


Россия, как и весь мир, столкнулась с серьезным кризисом. И важно понимать, что антикризисные решения, которые будут приняты сейчас, в ближайшие дни и недели, продолжат влиять на нашу жизнь, на экономику и политику и после завершения кризиса.

Насколько соответствуют действительности официальные данные о числе инфицированных и погибших в нашей стране, сказать трудно. Если власти систематически фальсифицируют выборы, принимают противозаконным образом поправки в Конституцию, то как можно доверять информации о масштабах болезни? Как можно понять, насколько успешны карантинные меры? Угрожает ли России южнокорейский или итальянский сценарий развития эпидемии? Ясности по этим вопросам власти не вносят.

Вопрос, готова ли российская система здравоохранения противостоять масштабной эпидемии, также остается без ответа. Да, вакцины против коронавируса в мире пока не существует. Тем не менее необходимые меры борьбы с вирусом уже понятны: требуется как можно больше аппаратов искусственной вентиляции легких, приборов для насыщения крови кислородом, разнообразных средств защиты. Кроме того, нужно создавать условия для разработки вакцины и других новых лекарств, всесторонне поддерживать медицинских работников — финансово, организационно, морально. Что из этого реализуют на практике российские власти, неизвестно. Что-то, конечно, делается, но, судя по всему, очень медленно и не для всей страны. 

На этой неделе по поводу коронавируса выступил президент: отменил незаконное «всероссийское голосование» (не вообще, конечно, а на время), объявил неделю каникул за счет предпринимателей. В целом меры, объявленные президентом, выглядят исключительно скупыми: они направлены на максимальное сохранение существующей в России экономической системы, при этом игнорируются трудности и форс-мажорные обстоятельства, с которыми столкнулись все предприниматели страны, все граждане. 

В чем заключаются президентские меры? Когда практически все в стране остановилось и люди лишились возможности зарабатывать, чем поможет оплата больничного в размере одного МРОТ (12130 рублей) в месяц? Как на эти деньги прожить? Да, на каждого ребенка до трех лет будет выплачиваться дополнительно по 5 тыс. рублей в месяц. А что делать тем, чьи дети старше? Меры по поддержке экономики: посильное банкротство (это что?), отсрочка по налогам на полгода (а через шесть месяцев все надо будет заплатить сразу?), госгарантии и субсидирование (для «Роснефти», «Газпрома» и тех, кто ухитрится получить?), новые налоги для среднего класса (пиар «за бедных, против богатых»?). Судя по крайне «экономным» мерам, которые предлагают правительство и президент, власть считает, что все «как-то образуется», что «ничего страшного», «народ перетерпит, он привыкший». Это при том, что Фонд национального благосостояния составляет свыше 8,3 трлн рублей, а Золотовалютные резервы России — более 580 млрд долларов. Есть и еще резервы, и профицит бюджета на 2 трлн рублей. Все эти деньги — собственность российского народа. Сколько из этих денег предполагается потратить на борьбу с эпидемией и поддержку людей в это тяжелое время, власть не говорит. Но может, вместо того чтобы упаковывать средства в сложные и далеко не всем доступные схемы, надо просто направить эти деньги людям, которые их заработали? Может, уже настал тот момент, когда страна должна увидеть, что власти делают все, что могут, и используют для помощи людям все имеющиеся ресурсы?

При этом, конечно, остается вопрос, как в рамках корпоративного мафиозного государства все это будет работать и выполняться. Как все это реализовать при существующей закрытой антиобщественной политической системе с некомпетентными коррумпированными и несамостоятельными кадрами на всех уровнях, на фоне авторитарной идеологии, на фоне войны в Сирии и Украине? Это важнейший дополнительный аргумент: в условиях такого типа кризиса деньги на поддержку экономики и населения надо выделять самым прямым способом — напрямую людям, на их счета и банковские карты. Конечно, экономисты в правительстве скажут, что это опасно, что это вызовет инфляцию. С точки зрения стандартной макроэкономики, действительно, нужно ожидать инфляцию из-за созданного таким образом денежного «навеса». Но почему-то в последние лет десять эта логика не срабатывала. Экономику Европы и США здорово накачали «количественным смягчением» в 2008-2010 годах, после чего было десять лет бума, но почему-то совершенно без инфляции. Возможно, это в большей степени проявится в отложенном спросе, как только будут сняты ограничения (хотя сейчас трудно представить, когда и как это произойдет). Тогда восстановление экономики будет бурным, особенно на Западе и в Японии, где экономику тем временем будут насыщать деньгами. Так же и в России: если уже сейчас позаботиться о людях, то, после того как все это закончится, новые бизнесы начнут расти как грибы после дождя.

Итак, в это кризисное время перед страной стоит выбор между решительной поддержкой людей и частного сектора экономики и сохранением той системы государственного капитализма, которая сложилась при Путине за последние два десятилетия.

Если выбрать первое, то правительство обязано направить особые усилия и ресурсы на помощь населению, оказавшемуся перед угрозой не только заражения, но и потери средств к существованию. Главными адресатами помощи должны стать люди, малый и средний бизнес, а не «Газпром», «Роснефть» и другие госкорпорации, не олигархические структуры, связанные с властью. И делать это нужно с пониманием того, как и какую будем строить экономику после кризиса, следуя какому плану действий. Тех мер, что объявил на этой неделе Путин, совершенно недостаточно для решения такой масштабной задачи.

Из-за вынужденных карантинных мер уже в ближайшие недели миллионы россиян могут остаться без работы. В этой ситуации миллионы семей окажутся даже не за чертой бедности, а на грани выживания, и без реально ощутимой помощи государства им не обойтись.

Для поддержки малого и среднего бизнеса, который из-за карантина понесет катастрофические убытки, со стороны государства также потребуются большие финансовые вливания. Каждая пятая компания в России намерена сократить зарплаты своим сотрудникам (согласно опросу Центра стратегических разработок), почти каждая третья уже провела «оптимизацию». 

И даже несмотря на то что такие жизненно важные отрасли, как энергетика, пищевая промышленность, машиностроение и металлургия, продолжат работать даже в условиях карантинных мер, крупный бизнес все равно ожидает серьезный спад на фоне тяжелого кризиса в стране и мире. Тем более что значительная часть промышленности в России столкнется с убытками из-за ослабления рубля. Убыточным станет производство текстиля, электрооборудования, автомобилей. По расчетам экономистов из Высшей школы экономики, из 145 видов деятельности обрабатывающей промышленности с высокой долей совокупных затрат на импорт (более 15%) при падении курса до 80 руб. за доллар убыточными могут оказаться больше 60%. И все это при падающих ценах на нефть и сокращении объемов экспорта газа, которые напрямую определяют состояние российского бюджета. 

Среди заявленных ранее правительством мер по поддержке экономики в связи с пандемией коронавируса — выделение 300 млрд рублей в антикризисный фонд и 23 млрд рублей для медицинской и фармацевтической промышленности (вместе это около 1,5% бюджета страны). Уже исходя из этого можно предположить, что руководство страны не понимает масштаб угрозы. А о несоответствии антикризисных мер Путина текущему положению лучше всего говорят индексы на российской фондовой бирже, которые после выступления президента двинулись вниз. 

Серьезности ситуации соответствует другая программа действий — нацеленная на прямую помощь людям и бизнесу, а не на сохранение неэффективной действующей системы, ориентированная на предстоящее после кризиса восстановление экономики. Нужен такой план, который будет учитывать как наши реалии, так и международный опыт (к примеру, Великобритании, Германии, Франции). Такая программа должна и может быть осуществлена за счет ФНБ и, если необходимо, части Золотовалютных резервов государства. 

 

Экономические и социальные меры по защите населения и экономики:

  1. Увеличение расходов на здравоохранение не менее чем на 1 трлн рублей на текущий год. В частности, для приобретения не менее 30 тыс. новых аппаратов ИВЛ требуется примерно 60 млрд рублей, на закупку тестов из расчета 4 тыс. рублей на 50 млн человек необходимо 200 млрд рублей. Потребуются и другие медицинские принадлежности: защитные маски и костюмы, дезинфицирующие средства, аппаратура. Возникнет необходимость в средствах на строительство новых медицинских мощностей: инфекционных боксов, специализированных больниц в каждом регионе. 
  2. Помощь работникам в связи с вынужденной безработицей. Сохранение рабочего места за работником при уходе в отпуск без содержания с выплатой государственной дотации в размере 80% от средней зарплаты в регионе, но не менее 40 тыс. рублей.При этом работодатель освобождается от всех налоговых платежей, связанных с начислением заработной платы работнику. Программа сохранения рабочих мест в связи с коронавирусом должна покрывать расходы на заработную плату и все связанные с этим платежи с 1 апреля 2020 года и должна быть открыта первоначально по крайней мере на три месяца, а затем, в случае необходимости, продлена на более длительный срок. Правительство не должно вводить никаких ограничений на объем финансирования по этой схеме, а должно выплачивать дотации в таком размере, в каком это требуется для сохранения необходимого числа рабочих мест. Такая схема обойдется государству примерно в 300 млрд рублей раз в три месяца на каждый миллион пострадавших работников. Государство также берет на себя компенсацию выпадающих в 2020 году доходов Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования и Фонда социального страхования. 
  3. Налоговые каникулы малым и средним предприятиям по всем налогам, включая НДС до конца года, а малым и микропредприятиям — также по страховым взносам. Отсрочка по налогам предоставляется без банковской гарантии или залога. Для реализации этой меры правительство должно издать соответствующее постановление, не дожидаясь внесения изменений в Налоговый кодекс. Также необходимо распространить эту меру на налог на прибыль за 2019 год, срок уплаты которого наступает 30 марта. ФНС в течение всего периода каникул не будет применять меры принудительного взыскания и приостановки операций по счетам. Это будет прямое вливание работодателям примерно на 3 трлн рублей (практически наличными), что эквивалентно 2,5% ВВП. При этом сохраняется положение, согласно которому малый и средний бизнес может претендовать на шестимесячное освобождение от арендных платежей — для тех, кто снимает площади у государства. 
  4.  До конца года государство должно взять на себя оплату 30% расходов населения на ЖКХ и 25% выплат по потребительским ссудам и ипотеке для всех граждан. Правительство должно предоставить гражданам возможность выбрать — продолжить оплачивать потребительский кредит и ипотеку или взять отсрочку на шесть месяцев. В случае выбора отсрочки правительство должно гарантировать выделение со стороны коммерческих банков кредитных средств на время отсутствия платежей от ипотечных заемщиков. 
  5. Для упрощения предприятиям доступа к финансовым ресурсам (кредитам, дотациям и предоставлению гарантий) выдавать в качестве беспроцентных кредитов неограниченные суммы в течение 12 месяцев. В целях облегчения малому и среднему бизнесу доступа к кредитам зафиксировать кредитную ставку не более ставки рефинансирования, обеспечив коммерческим банкам необходимое финансирование и государственные гарантии погашения таких кредитов. Предоставить предприятиям кредитные каникулы на срок 12 месяцев, компенсировав им начисленные банками проценты. 
  6. Отменить 95% всех налоговых и неналоговых платежей в этом году для гостиничного и туристического бизнеса, а также для компаний в сфере досуга. 
  7. Выделить прямые денежные дотации в размере до 1 млн рублей в расчете на одно предприятие для поддержки малого бизнеса, в том числе для облегчения арендных платежей, когда площади снимаются у частных предпринимателей. 
  8. Следует принять меры по усилению социальной защиты самозанятых. В целом правительству необходимо выделить примерно 500 млрд рублей на дополнительную поддержку системы социального обеспечения и защиту доходов населения. Следует отложить налоговые платежи для самозанятых до января 2022 года. 
  9. Выделить не менее 20 млрд рублей на поддержку тех, кто снимает жилье, — таким образом, чтобы это жилищное пособие покрыло по крайней мере 35% рыночной арендной платы. 
  10. Необходимо зарезервировать до 2 трлн рублей для погашения уже выданных компаниям кредитов, а также для государственного гарантирования новых кредитов предприятий малого и среднего бизнеса. 
  11. Монетарная политика Центробанка в целом и регулирование ставки рефинансирования в частности должны быть направлены не только на сдерживание инфляции, но и на самое главное в этих условиях — стимулирование экономической активности в связке с серьезными фискальными мерами по поддержке населения и бизнеса. 
  12. На выходе из экономического кризиса для создания устойчивого потребительского спроса необходима практическая реализация программы «Земля — Дома — Дороги», которая предполагает бесплатную передачу участков земли всем желающим гражданам России под индивидуальное жилищное строительство при обеспечении за счет государственных средств дорожной инфраструктуры, газа и электроэнергии.

 

Политические меры по преодолению пандемии и ее последствий: 

  1. Организация медицинской помощи мигрантам. В крупных российских городах проживают миллионы мигрантов, многие из которых не имеют регистрации и не могут обратиться к врачам. Более того, оформление и продление регистрации сопряжены с посещением миграционных служб, ненужными скоплениями людей и, как результат, дополнительной угрозой распространения вируса. Правительство должно учесть это и разрешить обращение мигрантов в медучреждения без предъявления документов о регистрации. Также необходимо рассмотреть возможность на время действия карантинных мер освободить от наказания за нарушение миграционного режима. 
  2. Отмена призыва на обязательную военную службу весной 2020 года. Сбор призывников также приведет к распространению вируса, поэтому Министерство обороны должно отменить весенний призыв и перенести его как минимум на лето текущего года. 
  3. Особые меры защиты для тех работников жизненно важных отраслей, которые не могут перейти на удаленную работу. В первую очередь это медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов, спасатели, военные, работники энергетической и пищевой промышленности. Для этих уязвимых групп населения необходимо разработать и принять особые меры защиты, включающие регулярное медицинское тестирование. 
  4. Подготовка к сезонным лесным пожарам и другим стихийным бедствиям. Сочетание условий карантина с любым стихийным бедствием (вероятность лесных пожаров в летний период в России всегда высока) может привести к жертвам среди населения. МЧС должно подготовиться к такому развитию событий. 
  5. Необходимо немедленно отказаться от дальнейшего участия в военных операциях за рубежом, в частности в Сирии и Ливии. Такие внешнеполитические авантюры являются бесцельной и преступной тратой ресурсов, особенно в условиях стремительного распространения коронавируса и глобального экономического кризиса. 
  6. Окончательный отказ от «всенародного голосования» по незаконным поправкам к Конституции, признание спешно принятых в этом месяце законов недействительными (юридически ничтожными). В сложившихся условиях тем более нельзя допускать  дальнейшего разрушения легитимности государства, еще большего его отрыва от граждан России. 

Сочетание таких факторов, как пандемия, резкое падение рубля, инфляция, всплеск безработицы и нарастание ощущения социальной несправедливости, является предпосылкой для серьезного роста социальной напряженности в обществе. Принимая во внимание все эти факторы, правительство должно подготовиться к непредвиденным расходам, пересмотреть государственный бюджет, а также разработать план по преодолению кризиса. Граждане должны быть уверены, что власти понимают угрозы и готовы минимизировать их негативное влияние. 

Особенность предлагаемого плана (в отличие от того, что обещают Путин и правительство) в том, что эти меры конкретно адресованы людям России — тем, кто всю жизнь работает, созидает страну и платит налоги.

Этот план дорогой, но он заработан нашим народом. Такой план закладывает основу для будущего восстановления экономики.

Возможно, цифры и расчеты требуют уточнений и коррекции, но суть того, что необходимо предпринять, именно такая.

Перечисленные меры — срочные: чтобы успеть защитить людей и поддержать экономику страны, нужно действовать оперативно. Время не ждет. Ситуация усложняется каждый день.

P.S. А вообще, на долгую перспективу России нужны фундаментальные реформы: создание правового государства, разделение властей, независимая судебная система, разгосударствление и демонополизация, безусловная неприкосновенность частной собственности. Только так можно преодолеть серьезный системный кризис российской экономики, возникший задолго до коронавируса. С 2014 года средние темпы роста российской экономики составляли лишь 0,4% в год. В итоге за «геополитическую пятилетку» Россия в 7,5 раз отстала от мировой экономики, выросшей за тот же период на 15%, в 6 раз — от американской (прибавила 12%) и почти в 20 раз — от китайской, рост которой составил за этот период 39,4%.

Но это уже отдельный разговор о том, что надо будет делать после пандемии.