Трагедия на шахте «Северная» потрясла не только жителей Воркуты, не только тех, кто мучительно отсчитывал часы в надежде, что спасатели пробьются к шахтерам под завалами, и тех, чья надежда оказалась тщетной. Вся страна содрогнулась. Всей душой разделяю горе семей шахтеров и спасателей, которые погибли, выполняя свой долг.
Но такие трагедии не вызывают чувства человеческого бессилия, которое может возникнуть при столкновении с природной стихией. Трагедия в Воркуте может вызвать только гнев и возмущение действиями власти, которая сначала ставит шахтеров в условия, при которых они вынуждены работать, нарушая правила безопасности. Потом наспех проводит спасательную операцию, в которой гибнут сотрудники МЧС. А потом из трусости не объявляет общенациональный траур, чтобы резонанс от страшной аварии не распространился за пределы региона.
В воркутинской трагедии отразилось отношение государства к своим гражданам вообще. Никто и нигде не чувствует себя защищенным. Такое государство только использует людей, бросая их в любой сложной ситуации, отказываясь от них, предавая и оставляя наедине с любой бедой.
Обещания разобраться в причинах аварии, трудоустроить шахтеров с «Северной», выплатить компенсации не смягчат боль от утраты и едва ли вернут доверие к власти. Избежать таких аварий в будущем – это не только технологическая задача. Для этого нужен другой диалог граждан с государством, ответственный и требовательный. И начинать его нужно – всем – прямо сегодня.
Я знаю, как тяжел труд шахтеров. Я работал с ними, я понимаю этих людей, постоянно ощущающих близость опасности и от этого часто перестающих на нее реагировать. Это особенные люди. Я глубоко потрясен этой трагедией, скорблю вместе с теми, кто потерял своих близких. Знайте: вы не одиноки в своей беде.