В российской истории вообще и в событиях последних двух десятилетий в частности очень многое повторяется с точностью до деталей. Были Болотная в 2011-м и прогулки по бульварам с шариками в 2013-м. Были Прохоров в 2012-м и Собчак в 2018-м. Были преследования кандидатов в депутаты Мосгордумы в 2014-м… Но мы продолжаем наступать на те же грабли. Поэтому повторюсь и напомню о важном:
1. Выборы в региональные и городские думы при всей их нечестности и извращенности — это последние в России электоральные мероприятия, обладающие хоть каким-то смыслом. Участие в них позволяет хоть как-то подготовить на будущее молодых политиков непутинской формации.
2. Кремль продолжает отталкивать людей от политики. Многим отказано даже в возможности принять участие в выборах. Отказано в регистрации на выборах в Мосгордуму четырем из восьми кандидатов от партии «Яблоко», а также целому ряду самовыдвиженцев. В Петербурге к участию в муниципальных выборах не допускают около 250 «яблочных» кандидатов; предлоги самые разные, не стесняются откровенных подлогов и вранья.
3. Отработанные годами механизмы на выборах глав субъектов не дают ни малейших шансов не то что победить, но даже участвовать никому, кроме заготовленных заранее кандидатов от власти. Никто никого не выбирает — мэров и губернаторов назначают в кремлевской администрации. Делают это с издевкой, создавая видимость, что в этом участвуют безальтернативно голосующие избиратели. Надежным инструментом запрета участия в выборах несогласных с политикой Путина является муниципальный фильтр, преодолеть который невозможно в принципе.
4. Политик может рисковать собой, если считает нужным. Но политик не может рисковать свободой, здоровьем, жизнью безоружных и фактически беззащитных людей. Лично я, если считаю нужным, участвую и буду участвовать в каких угодно несанкционированных акциях. Но звать под полицейские дубинки людей, которые мне доверяют, не считаю возможным. В условиях современной России никто не может ни гарантировать, ни даже обещать людям безопасность и правовую защиту вообще, а тем более в ходе несанкционированных акций. Понимаю и с уважением отношусь к тем, кто осмысленно выходит на эти акции, потому что это протест против нечестных выборов, против коррупции и беззакония. Но решение, в какой форме и каким способом бороться с этой мафиозной системой, выходить сейчас на улицы или нет, каждый должен принимать самостоятельно, осознавая все риски и угрозы.
5. Репрессивная машина уже запущена и вовсю набирает обороты. Фабрикуемое дело о «массовых беспорядках» — тому подтверждение. В отдельное производство выносятся дела о «перевернутой мусорной урне», о «брошенной пластиковой бутылке». Рассматривают их издевательски быстро. Судя по всему, есть приказ как можно быстрее выносить приговоры и приводить их в исполнение — чтобы потом не захлебнуться в потоке новых дел. Дело активиста Котова расследовали за два с половиной дня. За это время в СК успели распечатать четыре тома дела! Теперь суд по требованию следователей ограничил Котову срок ознакомления с этими материалами до 72 часов. Похожее в России уже было. С людьми разбирались стремительно. Ночью человека арестовывали, вечером следующего дня выносили приговор, а наутро расстреливали. Чтобы никто не успел даже опомниться. Чтобы не было времени для сомнений. Чтобы страх был за каждым углом, за каждой дверью. Сейчас все повторяется.
6. Сегодня главный вопрос, определяющий будущее, — способность граждан действовать политически, наша собственная способность заниматься политикой. Уничтожение политики как человеческого творчества — главная цель всякого тоталитарного режима. Авторитаризм Путина — это прежде всего форма правления, которая стремится лишить человека достоинства и уважения, уничтожить индивидуальность посредством страха и подавления. Истинная солидарная политика, истинное мужество, истинная сила — в совместной борьбе за будущее. Это единственный путь к защите реальных интересов народа и страны. При этом такая борьба не уничтожает личность, а выдвигает на передний план личностный потенциал. Но особенность путинской эпохи, как и ранее советско-сталинской, заключается прежде всего в отсутствии пространства для проявления мужества, силы и гражданской ответственности, то есть в отсутствии политики.
Это проявляется в нескольких широко распространенных заблуждениях. Например, в том, что политики не нужны и все решают городские активисты, что главная цель политика — нажива или в том, что нет и не будет альтернативы путинской системе. Результатом исчезновения политики является также волна популизма, который чрезвычайно привлекателен для отдельных самовлюбленных активистов, отчаянно нуждающихся в признании. Таким образом, очевидное проявление кризиса — утрата людьми доступа к политике. И это надо исправлять.
7. Что делать? Сегодня две задачи. Первая, основная и стратегическая, в том, чтобы вырваться из замкнутого круга, уйти от бесконечного повторения пройденного. Для этого необходимо, чтобы в стране появилась по-настоящему массовая гражданская партия с четко сформулированными задачами и целями. В условиях углубляющегося внутриполитического кризиса именно она сможет удержать страну от катастрофы и задать позитивное направление для развития государства. Вот такую политическую силу и надо создать. Подробнее здесь «Громче голос» (февраль 2019). И вторая задача — текущая. На предстоящих выборах 8 сентября по всей России нужно поддержать демократических кандидатов (в тех регионах, где они есть), а в Москве — тех кандидатов в Мосгордуму, которые сегодня борются за возможность представлять интересы жителей столицы, возмущенных произволом, ложью и манипуляциями властей (от «Яблока» из зарегистрированных это Бунимович, Круглов, Митрохин, Беседина).