Фундаментом реального мира между Россией и Украиной может стать только общность их цели – движение в Европу. С таким заявлением на международной конференции «Форум 2000», которая проходит в эти дни в Праге, выступил Григорий Явлинский. Он уверен, что для самой Европы интеграционный проект с Россией, Украиной и Белоруссией жизненно необходим, чтобы успешно конкурировать с США и Азией.
Явлинский поддерживает Минские соглашения о прекращении огня и вновь предлагает международную конференцию с участием всех заинтересованных сторон. В тоже время он считает, что и этого будет недостаточно для прочного мира между Россией и Украиной. Россия должна отказаться от антиевропейского курса и начать постепенное движение к европейской политике и образу жизни.
Он привел в пример послевоенную Европу, установление прочного мира в которой стало возможно только после создания Европейского союза, а победа над фашизмом была важнейшей предпосылкой к этому, считает Явлинский. В этой связи он подчеркнул, что практическая антиевропейская политика России является серьезной угрозой и опасностью.
Политик подверг критике политику Европейского Союза, у которого, по его словам, «после падения Берлинской стены так и не появилась новая стратегия относительно востока Европы, то есть, произошел не столько «конец истории», сколько «конец стратегии».
«Вот как, например, можно объяснить, что Европа долгие годы соглашалась на теневые схемы поставок газа, когда небольшая фирма, находящаяся в Швейцарии, с уставным капиталом в 10 тысяч долларов имела оборот до 8 млрд евро?» — спрашивает Явлинский. Теперь Европа расплачивается «за столь близорукую и непринципиальную политику», считает он.
Европейцы должны помнить, что Украина – это не буфер и не поляна для новой холодной войны. «Именно такие представления, распространенные в Европе, привели от Первой мировой ко Второй», — напомнил Григорий Явлинский.
Политик полагает, что через 30-40 лет в мире будет два центра экономической мощи – Северная Америка и Азия. Станет ли Европа третьим центром глобальной экономической конкуренции зависит от того, будет ли создано общее экономическое, правовое и человеческое пространство от Лиссабона до Владивостока.
Состояние дел с демократией в России не является препятствием для интеграционного процесса. Явлинский напомнил, что идея Европейского союза была заявлена спустя всего два года после страшной войны и взаимного уничтожения европейских народов и была успешно реализована через 60 лет.
«Создавать стратегию и работать в отношении интеграции Украины, Белоруссии и России нужно уже сейчас», — призвал российский политик.
Он подчеркнул, что речь не идет об одолжении, которое Европа делает Украине или России. «Создание интеграционного проекта – это жизненный интерес самой Европы», — заверил Григорий Явлинский.