Российский государственный гуманитарный университет
ректору А.Н. Афанасьеву

Уважаемый Юрий Николаевич!

Рад поздравить Вас со столь высокой наградой.
Орден Почетного Легиона — большая честь и признание тех заслуг, о которых в России, конечно, тоже известно, но ни Почетного легиона, ни пророка в нашем Отечестве как не было, так и нет. Но у нас навсегда Вы — в истории, не в архивах, но в анналах.

Рад за Вас и всех нас. Ведь не каждый день Почетный Легион пополняется русскими.

С уважением,
Григорий Явлинский

Юрий Николаевич Афанасьев награжден высшей наградой Франции — орденом Почетного Легиона

Большинство людей знает Юрия Афанасьева как общественного деятеля, одного из создателей Межрегиональной депутатской группы, из которой и вышла, как из гоголевской «Шинели», вся наша демократия. Иногда кажется, что это было лучшее их время, когда все еще было впереди и они верили друг другу и люди смотрели на них с надеждой.

Юрий Афанасьев был среди них. Сахаров, Афанасьев, Старовойтова — эти три имени стали символом межрегиональной депутатской группы. Какое привлекательное лицо было тогда у нашей демократии. С возрастом лица меняются не только у детей, но и у общественных движений.

Высшую награду Французской республики Ю. Афанасьев получил не как общественный деятель и организатор образования ( его РГГУ всерьез и надолго затеял конкуренцию с МГУ), а как известный ученый в области французской историографии, новой истории России, теоретических и методологических основ истории как науки, политологии. Он изучает вопросы генезиса и преодоления тоталитарной идеологии, социальные и политические проблемы в современной России, принципы высшего образования и создания новой информационной среды в гуманитарных науках.

«Образовательная утопия» — новая статья Ю. Афанасьева («Отечественные записки», 2002, №1)

…главная причина нарастающих людских несчастий — манипулирование массовым сознанием.

… большинство членов современного общества уже потеряли право на видовое обозначение homo sapiens, утратив способность видеть окружающий мир во всей сложности и тонкости взаимозависимостей. Доминирующая социальная, культурная, экономическая и, соответственно, образовательная практика способствует повсеместному распространению homo faber — человекомастера, человека-профессионала.

… Основная задача человека функционирующего — соответствовать установленным системным связям с другими элементами машины, обеспечивая ее функционирование, словом — служить Системе.