Что происходит?

Российская армия наступает в Донбассе. Вооруженные силы Украины продолжают операцию на территории Курской области. Россия наносит ракетные удары по Харькову, Полтаве и Львову… Украина обстреливает Донецк и Белгород… Российские ракеты разрушают энергетическую инфраструктуру на украинской территории. Украинские беспилотники атакуют российские нефтеперерабатывающие заводы. Ежедневно гибнут люди — военные и гражданские, мужчины и женщины, старики и дети.

Тупиковость разрешения конфликта военным способом очевидна уже почти всем, в том числе и самим участникам конфликта на всех уровнях. Более того, продолжающаяся эскалация угрожает нарастанием масштабов столкновения и вовлечением новых сторон — вплоть до ядерного конфликта, который, вне всякого сомнения, обернется непоправимой катастрофой для всех.

 

Что говорят?

В Москве говорят, что разговаривать не с кем. В Киеве говорят, что разговаривать не о чем. В Вашингтоне говорят, что разговаривать еще рано. В Брюсселе говорят, что разговаривать уже поздно.

СМИ наперебой публикуют анализы и разборы действий военных, цитируют экспертов, делают прогнозы — кто захватит больше населенных пунктов, какое количество солдат потребуется для удержания обороны или проведения атаки, сколько квадратных километров и кому удастся занять до зимы, сколько до весны и какой расклад сил будет к лету 2025 года.

Такой же пустой болтовней заняты в соцсетях многочисленные блогеры, выдающие себя то за политологов, то за вирусологов, то за военных экспертов. Примерно то же самое, но в иной форме и с очень серьезной миной можно услышать и от многих высокопоставленных чиновников разных калибров — министров, глав правительств и президентов.

Политики, политологи, эксперты в разных странах непрерывно обсуждают, сколько нужно еще выделить денег для боевых действий, где их взять, почему не дают обещанное и даже уже выделенное, сколько дополнительно поставить ракет и снарядов, какие цели стоит поражать, а какие пока нет.

На этом фоне трудно услышать голоса тех, кто требует остановки кровопролития. Тем не менее за немедленное прекращение огня между Россией и Украиной выступают Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, а также так или иначе готовы этому содействовать Бразилия, Индия, Китай, Турция и ряд других стран. Кроме того, результаты последних социологических опросов как в России, так и в Украине показывают, что большее количество граждан выступают за прекращение военных действий, чем за их продолжение.

 

Что такое соглашение о прекращении огня?

Важно понимать, что соглашение о прекращении огня

  • НЕ закрепляет принадлежность территорий;
  • НЕ устанавливает межгосударственные границы или демаркационные линии;
  • НЕ затрагивает вопросов вступления или невступления в НАТО;
  • НЕ требует прекращения военного сотрудничества с третьими странами;
  • НЕ закрепляет нейтралитет и никого не превращает в государство-сателлит;
  • НЕ снимает ни с кого санкции;
  • НЕ препятствует расследованию военных преступлений.

Главное, что содержит в себе соглашение о прекращении огня — это реальная остановка гибели и калечения людей, отказ сторон от использования смертоносного насилия, от продолжения военных действий.

Все остальные вопросы можно обсуждать и решать уже потом путем переговоров — через прямые контакты, через посредников. Переговорщики будут встречаться десятки раз, будут выдвигать требования, будут ставить условия, будут договариваться, договоренности будут срываться и нарушаться, потом будут заново обсуждать и пытаться договориться… Эта работа будет продолжаться месяцами, а возможно, и годами. Такие вопросы, как создание демилитаризованных зон, отвод войск, гарантии, мониторинг третьих сторон, — будут так или иначе составными элементами соглашения, но не предварительными условиями.

Но самое существенное в этой ситуации это то, что перестанут гибнуть люди. Поэтому соглашение о прекращении огня позволит сохранить многие тысячи, а возможно, и десятки тысяч человеческих жизней.

В мировой истории достаточно примеров. Соглашение о прекращении огня между Южной и Северной Кореей обсуждалось на 159 встречах на протяжении двух лет. Это соглашение реально действует уже более 70 лет.

Все разговоры о том, что к началу переговоров о прекращении огня сторонам необходимо занять более выгодные территориальные позиции, в контексте данного конфликта и с учетом масштабов территорий противников, бессмысленны, а если говорить о продолжении массовой гибели людей, то такие разговоры вообще циничны и аморальны по своей сути.

Переговоры о долгосрочном мире, конечно, тоже когда-нибудь начнутся (если не дойдет до ядерного апокалипсиса). Однако чтобы в итоге получить работоспособные договоренности, переговоры должны вестись не просто между Москвой и Киевом, а с непременным участием США, ЕС и Великобритании, а возможно, и с привлечением Китая, причем на основе куда более существенных факторов, чем территориториальные вопросы.

Ситуация такова, что каждый месяц продолжения боевых действий ради безответственных фантазий и иллюзорных целей забирает новые человеческие жизни и уничтожает шансы на нормальное будущее.

Именно поэтому нужно немедленное соглашение о прекращении огня. Ради жизней. Ради будущего.

 

К кому обращен призыв о прекращении огня?

Безусловно, призывать к прекращению огня нужно все вовлеченные в конфликт стороны. Это и Москва, и Киев, и Вашингтон, и Брюссель. Тыкать пальцем и кричать, что прекращать должен тот, кто первым начал, это либо инфантилизм, либо идиотизм. Прекращать огонь должны обе стороны одновременно и без каких-либо предварительных условий. Сейчас наивысшая справедливость заключается в том, чтобы перестать отнимать жизни у ни в чем не повинных людей. Все остальное — потом.

Безусловно, призывать к прекращению огня нужно государственных лидеров, принимающих ключевые решения. И надо понимать, что персонификация ответственности за все происходящее важна, но с этим нужно будет разбираться потом. А сейчас, когда массово гибнут люди, куда важнее создавать общую атмосферу неприятия продолжения военных действий. Требовать прекращения огня должны сами граждане — через голосование за антивоенных кандидатов, через СМИ, через петиции, через лидеров общественного мнения, через соцопросы, свидетельствующие о настроениях в обществе. И даже разговоры на кухне — это тоже существенная капля в море. Это касается и России, и Украины, и США, и Европы.

Безусловно, российский политик в первую очередь должен обращаться к своим гражданам. Что и делает партия «Яблоко». С лета 2021 года мы ведем антивоенную кампанию — с момента публикации Путиным статьи «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой было сформулировано четкое предупреждение о готовящейся войне. К сожалению, наши голоса не были услышаны. На выборах в Государственную думу осенью 2021 года нас перекричали, с одной стороны, государственные пропагандисты, а с другой — пропагандисты «умного голосования». В парламент прошли только сторонники войны, что было как раз и нужно Кремлю.

С 24 февраля 2022 года «Яблоко» ведет последовательную кампанию за прекращение огня в военных действиях между Россией и Украиной. Мы используем все доступные площадки и форматы для того, чтобы доносить до людей, почему это важно.

Очевидно, что в условиях тотальной государственной пропаганды, в атмосфере страха крайне сложно выступать с повесткой, противоречащей официальному курсу власти. А власть в Кремле пока не собирается складывать оружие, притом что маховик репрессий в отношении инакомыслящих продолжает раскручиваться.

Тем не менее многие люди в России видят и понимают, что происходит на самом деле, и в состоянии оценить угрозы, которые несет продолжение боевых действий для их будущего, для будущего их детей и внуков. И даже социологические опросы, проводимые в этой гнетущей атмосфере пропаганды и страха, свидетельствуют о том, что большинство граждан России не поддерживают продолжение военных действий.

Наш призыв к заключению немедленного соглашения о прекращении огня основан на профессиональных оценках и анализе экспертов в области военно-политических исследований из разных стран мира, а также на многолетнем опыте работы в политике, что позволяет лучше понимать суть и особенности происходящего, правильно оценивать перспективу. Более того, верность наших выводов и соответствующих предложений неоднократно уже подтверждалась реальными событиями — как на поле боя, так и в политических трендах. И сегодня для нас тоже все предельно ясно: ситуация складывается так, что продолжение военного противостояния приведет к уничтожению Украины. Что будет с Россией — это отдельный разговор. Прямо сейчас надо остановиться. Необходимо соглашение о прекращении огня.

Мы обращаемся к политикам — российским, украинским, европейским, американским — всем тем, кто способен принимать судьбоносные решения. Повторим, если соглашение о прекращении огня не будет заключено в самое ближайшее время, то могут произойти необратимые и, возможно, катастрофические события, которые перечеркнут будущее для миллионов. Именно так случилось чуть более 110 лет назад в преддверии Первой мировой войны.

Мы обращаемся к гражданам России: посмотрите вокруг — от вашего понимания происходящего зависит очень многое.