Генеральному прокурору Российской Федерации
125993, ГСП-3, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а 

От гражданина Российской Федерации
Явлинского Григория Алексеевича,
119017, Москва, ул. Пятницкая, 31/2

 

Заявление 

Одним из подразделений Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по статье 282.1 УК РФ в отношении 10 граждан: Максима Рощина, Сергея Гаврилова, Павла Ребровского, Рашида Рустамова, Анны Павликовой, Марии Дубовик, Руслана Костыленкова, Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева и Вячеслава Крюкова. По версии следствия, обвиняемые были участниками некоей экстремисткой организации «Новое величие». 

На основании многочисленных сведений, собранных родственниками обвиняемых и независимыми гражданскими активистами, есть все основания полагать, что их противоправные намерения, если таковые имели место, были всецело спровоцированы неким неизвестным лицом, проходящим по делу как секретный свидетель,  а также двумя другими свидетелями, официально состоящими в штате правоохранительных органов и по их поручению осуществлявшими скрытое оперативное наблюдение за склонной к политическим дискуссиям группой, в ходе наблюдения подталкивая людей к действиям, затем попавшим в материалы обвинения. Среди всего прочего, — секретный свидетель был автором проекта устава группы, который так и не был принят, но, тем не менее, лег в основу обвинения. 

Если секретный свидетель имеет какое-либо отношение к правоохранительным органам, то обвиняемые должны быть скорейшим образом оправданы, а действиям провокаторов и их руководителей, безусловно знавших об этой «спецоперации», дана дисциплинарная и уголовная оценка. 

Если же это была «личная инициатива», то провокатор-организатор должен быть признан таковым, и либо открыто и гласно судим и понести суровое наказание, а любые его сделки со следствием должны быть отменены, либо же, в случае его освобождения от ответственности, тем более от нее должны быть освобождены все обвиняемые по делу. Его личное «раскаяние» или перемена намерений не должны в этом случае служить основанием для избирательного освобождения от ответственности или смягчения по сравнению с остальными: вовлечение в преступную деятельность нельзя гасить последующим раскаянием, перекладывая её на тех, кого в нее вовлекли. Провокация не может поощряться. 

Сотрудники правоохранительных органов, внедренные в группу для оперативного наблюдения, должны понести ответственность за превышение служебных полномочий, а те действия, которые совершены по их инициативе, должны быть исключены из обвинения. 

Верховный Суд России в Постановлении своего Пленума №14 от 15.06.2006 разъяснил недопустимость действий сотрудников правоохранительных органов, если они толкают граждан на совершение преступления, якобы в целях борьбы с преступностью и выявления преступных намерений.  Это полностью соответствует Конституции и законам России, которые исходят из того, что задача правоохранительной системы – уменьшать, ограничивать, предупреждать преступность, а не усиливать и расширять её, уводить людей с пути преступления, а не толкать на этот путь. 

В обществе нарастает резкое несогласие по поводу расширяющейся практики фальсификации и провокации преступлений, совершаемых, по мнению очень многих граждан, сотрудниками правоохранительных органов ввиду их зависимости от исполнительной власти или же в целях улучшения результатов отчетности. 

То, что во многих случаях обвиняемые, совершая приписываемые им деяния, если следовать версии следствия, вели себя совершенно нелогично даже с точки зрения самосохранения, никак не смущает следствие и обвинение, но это вызывает огромное недоверие ко всей правоохранительной и судебной системе. Наиболее ярко это проявляется в деле, например, Оюба Титиева.  Подобных прецедентов немало, не все они становятся предметом гласности, так как над родственниками и адвокатами всегда нависает угроза еще больше навредить жертвам фальсификаций и провокаций, но общество – это хорошо известно – не доверяет правоохранительной и судебной системе. 

Отчетность, поощрения, награды за «успехи» в раскрытии дел, в том числе основанных на провокациях и фальсификациях, – все это не имеет отношения к верховенству закона, к защите граждан и общества в целом. В существующем виде это глубоко порочная система, которая по своей сути может быть отнесена к разряду коррупции, злоупотребления властью и иных преступлений. Прямая обязанность Прокуратуры как государственного надзорного органа тщательнейшим образом предотвращать подобные преступления и привлекать к строгой ответственности в соответствии с законом в соответствующих случаях.   

Деятельность правоохранительной системы не должна вести к результатам, противоположным стоящим перед ними задачам. Политический экстремизм общественно опасен, от кого бы он ни исходил, он должен быть законно преодолен в нашем обществе и государстве. Борьбу с распространением в обществе экстремистских взглядов необходимо вести исключительно в рамках закона и только тогда она будет по-настоящему эффективной. 

Генеральной прокуратуре РФ следует незамедлительно принять меры к прекращению практики незаконных провокаций и поставить заслон этому крайне опасному виду преступных деяний под прикрытием правоохранительной системы. 

В частности, необходимо создать специальную рабочую группу, включающую как прокурорских работников, так и представителей общественности, которая бы детально разобралась во всех случаях предполагаемых фальсификаций и провоцирования преступлений. Все необходимые проверки должны быть максимально публичными. 

В случае подтверждения предположений о провокации необходимо незамедлительно внести протест на возбуждение уголовного дела в отношении Анны Павликовой и других фигурантов уголовного дела т. н. «Нового величия» в связи с отсутствием события преступления, а также привлечения к ответственности виновных в планировании, организации и осуществлении провокации.

 

Григорий Явлинский
23 августа 2018 года