Осенью 2014 года в рамках Международного энергетического форума бывший руководитель партии «Яблоко», а ныне депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Григорий Явлинский представил программу реконструкции городской системы теплоснабжения, увязанную с законопроектом о капитальном ремонте. Спустя полгода, когда уже подведены итоги очередного отопительного сезона, OK-inform вновь возвращается к этому вопросу
По мнению Григория Явлинского, реформа системы теплоснабжения Северной столицы поможет снизить расходы, повысить безопасность и привлечь инвесторов. Основная идея — замена централизованной схемы на схему с использованием мини-ТЭЦ. Такие станции будут функционировать по принципу когенерации, вырабатывая одновременно тепло и электроэнергию. Для накопления электроэнергии и прохождения пиковых нагрузок предлагается использовать аккумуляторы.
— Григорий Алексеевич, какова судьба предложенного вами проекта по внедрению программы энергосбережения в Петербурге, публично озвученной в 2014 году?
— Определенные результаты есть. Но самые ключевые вопросы пока не находят понимания и решения. К положительным результатам можно отнести то, что программы по капитальному ремонту домов теперь синхронизируют с ремонтом внутриквартальных сетей теплоснабжения. Во всяком случае, есть соответствующее поручение вице-губернатора И.Н. Албина. Мы считаем это важным положительным изменением. Полномочия по актуализации схемы теплоснабжения передали более компетентным специалистам, но так и не приняли стратегию развития системы теплоснабжения. Поэтому усилия по актуализации схемы теплоснабжения не приведут к ожидаемому результату.
Не решается самый главный вопрос — о модернизации котельных и превращении их в высокоэффективные мини-ТЭЦ. Петербургские предприятия обладают достаточным научно-техническим и производственным потенциалом для создания самых современных образцов оборудования. Коэффициент использования топлива в ТЭЦ средней мощности может достигать 88%. Санкт-Петербург вполне способен занять лидирующие в России позиции по современным технологиям генерации тепловой и электрической энергии. Но в этом вопросе понимания пока не нашли.
При этом важно отметить, что такие проекты с большим успехом реализуются в Белоруссии. В России пока есть лишь единичные примеры.
— Сколько вы как депутат приняли обращений граждан по теме ЖКХ, в частности теплоснабжения и энергосбережения?
— В последнее время количество обращений сократилось. Мы получали сотни обращений в месяц в отопительный сезон 2012/2013 годов. Тогда были приняты новые правила предоставления коммунальных услуг, и стоимость отопления выросла на 30-40 %. Сейчас жители, с одной стороны, привыкли к увеличению платы, а с другой стороны, администрация приняла определенные (пусть и явно недостаточные) меры для наведения элементарного порядке в системе расчетов. Кроме того, последние две зимы были относительно теплыми, что тоже повлияло на размер платы по отоплению.
— С технической точки зрения, если ваши предложения будут приняты, сколько потребуется времени для реализации этих предложений на практике? И каким будет срок их окупаемости?
— Срок окупаемости зависит от экономической ситуации, в которой окажется Россия. Расчетный срок окупаемости не превышает 6-7 лет. А по отдельным проектам составляет 4-5 лет.
Какого эффекта мы ожидаем? Мы убеждены, что реализация разработанной концепции приведет к снижению платы за отопление для конечных потребителей в 2 раза (в среднем по городу). Уменьшить плату можно за счет снижения тарифов на тепловую энергию и сокращения объемов потребления (исчезновение «перетопов»). По электроэнергии есть все возможности остановить опережающий рост тарифов.
Первые результаты можно будет увидеть сразу после проведения экспериментов по установке ТЭЦ и реконструкции сетей.
Схема теплоснабжения города разработана до 2030 года. При желании к этому сроку можно полностью реконструировать систему теплоснабжения города.